Семь историй о «Волге»

Категория: Разное   
Семь историй о «Волге»

56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я «Волга» — автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине.

Люксовый хром

«Волга» выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось «люксовый хром». На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки их нержавеющей стали. Во второй серии «Волг» (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетку радиатора (обычная красилась в цвет кузова).

Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи «Волга» на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине.

В экспортном исполнении на «Волгу» помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу «люксовым хромом» на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, «Волги» второй серии с решеткой радиатора от первой — ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда.

Volga Diesel

В Антверпене по инициативе бельгийского дилера «Волги» была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel.

Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским.

Вези меня, олень

Самым желанным для коллекционеров «волговским» украшением является накапотная фигурка оленя — символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее «каплей» — травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров.

В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев «Волг» снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей — с облупленным хромом, а то и без задних ног, — люди ищут годами. Кстати, для установки фигурка подходит лишь капот первой серии «Волги», на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские.

Машина — зверь

С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль «Волги» цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя.

Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде.

Догонялка

На базе «Волги» была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась «машина сопровождения», в просторечии — «догонялка». Двигатель V8 от «Чайки» объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали.

На «догонялку» вернулась автоматическая коробка передач — на обычных «Волгах» ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт.

На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная «Волга» — за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины.

Звезда экрана

«Волга» — один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех «Волг» в «Мертвом сезоне» был выполнен на ГАЗ-23 — у обычных «Волг» на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине «Три тополя на Плющихе» тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21.

Наконец, «Берегись автомобиля» можно считать не только одной из самых ярких советских кинокомедий, но и рекламным фильмом ГАЗ. Помните, как Юрий Деточкин летит по шоссе под бессмертный вальс Андрея Петрова? Современным клипам до них далеко.

Во всех приведенных выше фильмах, а также в «Бриллиантовой руке» снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская «Волга». В «Мертвом сезоне» она была занята в обычных сценах, от погони в «Берегись автомобиля» уходил каскадер на специально подготовленной машине.

Место в истории

Последняя 21-я «Волга» сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС — с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.

Scriptio: Антон Валагин.


В Интернете появились официальные снимки нового двухдверного автомобиля BMW 2-й серии, чья презентация состоится завтра, 25
Немецкое тюнинг-ателье G-Power, известное своими неординарными и смелыми проектами, выпустило самый быстрый вариант автомобиля
Первый номер из новой серии регистрационных знаков с кодом региона «777», которые на прошлой неделе стали выдавать подразделения
На торги аукционного дома Bonhams выставят один из двух лимузинов Lincoln, разработанных для президента США Джона Кеннеди.
Fiat анонсировал специальное издание компакт-кара 500 под названием 1957 Edition, которое дебютирует в Лос-Анджелесе на следующей