Скоро автомобили москвичам будут не нужны
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов встретился с жителями Центрального административного округа столицы, чтобы обсудить первые итоги введения платной парковки в пределах Бульварного кольца. Тема для москвичей животрепещущая: в актовом зале префектуры ЦАО собралось человек двести. Люди волновались, перекрикивали друг друга, не дожидаясь микрофона.
Напомним, с 1 июня на улично-дорожной сети в центре столицы можно поставить машину за 50 рублей в час. Парковка во дворах осталась бесплатной — подразумевалось, что этими машиноместами будут пользоваться люди, которые там живут. А поскольку 45 процентов рабочих мест Москвы сосредоточено в пределах Садового кольца, власти рассчитывали разгрузить центр, побудив часть автомобилистов ездить на работу «пешком», ведь перспектива оплачивать каждый час простоя своей машины под окнами офиса понравится не каждому. Но практика оказалась сложнее теории.
Одна из главных проблем жителей центра заключается в том, что с введением новых правил работники офисов стали массово парковаться во дворах, они даже ночуют там в своих автомобилях, как поделилась жительница Фурманного переулка, кстати, один из авторов мультфильма про кота Леопольда.
— Раньше у нас во дворе стояло семь машин, а теперь их 25, — пожаловался житель одного из центральных районов столицы. — Скажите, что нам с ними делать?
— Мы принципиально не вмешиваемся в решение вопроса, чем занять двор, — ответил Максим Ликсутов. — Жильцы сами решают — будет там детская площадка, или зеленые насаждения, или что-то другое. Если решили устроить парковку — нужно устанавливать шлагбаум, другого варианта нет.
О печальном казусе рассказал житель Якиманки. Напротив его дома построили огромный бизнес-центр, возле которого, естественно, скапливается много машин, но теперь парковка запрещена круглосуточно — по обеим сторонам улицы Шаболовка висят запрещающие знаки, и люди не могут поставить машину ни у бизнес- центра, ни даже у собственного подъезда. Жильцы просят у властей обустроить по сторонам дороги парковочные карманы, чтобы как-то исправить ситуацию, но беда в том, что Шаболовка проходит по границе административных округов — четная сторона, где расположен жилой дом, относится к ЦАО, а нечетная, на которой высится бизнес-центр — уже к ЮАО.
И управы «футболят» жителей, не желая взять решение вопроса на себя. Максим Ликсутов пообещал взять проблему под личный контроль, заметив, что деньги на ее решение есть — все средства, полученные от штрафов за неправильную парковку и платную эвакуацию, направляются муниципальным депутатам, которые должны расходовать их на первоочередные нужды района.
На проблему запрета остановки у собственного дома жаловались многие жители центральных районов столицы. Были жалобы и на запрещающие знаки, развешанные возле детского сада — папа, привозя ребенка, останавливается под знаком, рискуя заплатить штраф, но иного выхода у него нет. «Такое ощущение, что вы просто деньги на нас зарабатываете!» — волновались люди. Глава департамента транспорта отметил, что дорожные знаки устанавливает ГИБДД, но пообещал разобраться по каждому адресу отдельно. «У детских садов и других соцучреждений парковка должна быть обязательно», — сказал он.
Параллельная парковка: добиваемся снайперской точности.Другие вопросы, беспокоившие москвичей — почему жителям центра выдается разрешение на бесплатную парковку только на территории своего района, а не всего ЦАО, и почему возможно только одно разрешение на семью.
— Отвечу по порядку, — сказал чиновник. — Если вы приехали к себе домой и хотите поставить машину на улице возле своего подъезда — вам должно быть предоставлено преимущество. Но если вы выехали в другой, пусть даже соседний район Москвы — вы такой же автомобилист, как и остальные, ведь вы занимаете часть улично-дорожного пространства. В противном случае сама идея платной парковки обессмысливается, и нужно предоставить право парковаться бесплатно где угодно всем жителям города Москва. Что касается количества разрешений на семью, то тут математика простая. В пределах Бульварного кольца проживает 17 тысяч человек, при этом здесь всего 4479 парковочных мест. Город просто не может себе позволить выдавать больше разрешений.
Житель Тверской улицы пожаловался на чадящие под его окнами эвакуаторы и посетовал, что участок от здания Государственной Думы до Белорусского вокзала всегда стоит — время в пути по этому промежутку занимает полтора часа.
— Теперь вы собираетесь сузить Тверскую еще на две полосы, и проезд по этому отрезку будет занимать три часа. Зачем это делать? — недоумевает мужчина.
Как припарковать авто безопасно и удобно и без создания помех окружающим.— Тверская имеет разную ширину на разных участках, — ответил Ликсутов. — И вот это бутылочное горлышко между широким и узким отрезками только усугубляет проблему. Мы расширим тротуары от здания Госдумы до Маяковской, потому что там активное пешеходное движение, много театров. Мы выровняем ширину улицы — и пропускная способность Тверской станет равномерной.
В контексте темы сужения дорог всплыл и вопрос о выделенных полосах.
— Вы сами верите, что они спасут ситуацию? — спрашивали Ликсутова москвичи. — Вместо того, чтобы расширять дороги, вы их сужаете. Если стоим в пробке, то пусть мы стоим все — а не так, что сотни автомобилей еле двигаются, а по выделенке свободно едет троллейбус с тремя пассажирами.
Руководитель транспортного департамента не согласился: «Ежедневно в городе общественным транспортом пользуются 12 миллионов человек — на три миллиона автомобилистов. И количество тех, кто пересаживается на метро и наземный транспорт, растет! И кстати, обычно люди выступают за расширение дорог, когда дело не касается их улицы. А когда речь заходит о том, чтобы построить дополнительную полосу за счет вырубки кленов под их окнами или уменьшения тротуаров возле их дома — жители резко противятся такому расширению».
Кроме того, на встрече было выдвинуто предложение «защитить» столичных автомобилистов от наплыва иногородних, или хотя бы поставить их в равные условия, потому что за страховку москвичи платят больше. Прозвучала даже фраза о введении платного въезда в Москву машин с немосковскими номерами, но Ликсутов усомнился в этой идее.
— Это не решит транспортную проблему города, кроме того, ограничивать передвижение граждан РФ по территории страны не позволяет федеральный закон, — заявил он.
— Вообще, ситуация в Москве критическая, — резюмировал Максим Ликсутов. — В августе по столице передвигалось 2 миллиона 300 тысяч автомобилей, в сентябре — уже 2 миллиона 900 тысяч. И вот эти 600 тысяч — они лишние, для них нет места. Недалек тот день, когда машина москвичу будет не нужна — вы просто не сможете выехать со своего двора. Ни один город мира не в состоянии построить столько дорог, чтобы хватило всем автомобилям.
Справка «РГ»
С 1 июня в зону платной парковки попали улицы следующих районов Москвы: Тверского, Мещанского, Красносельского, Басманного, Таганского, Хамовников, Пресненского и Арбата. Парковка во дворах осталась бесплатной. Платную зону планируется расширить до пределов Садового кольца. Резиденты (жители указанных районов) могут оставлять свои машины на улице бесплатно ночью — с 20 до 8 часов. Для этого необходимо получить специальное парковочное разрешение. Если резидент хочет держать свою машину на улице круглые сутки — нужно купить абонемент, на год он стоит 3000 рублей.
Льготы предусмотрены для инвалидов и многодетных семей. Для нерезидента парковочный абонемент на время с 8 до 20 часов обойдется в 10 тысяч рублей — месячный и 100 тысяч — годовой. Подробные условия можно посмотреть на сайте московского парковочного пространства. Власти Москвы уверяют, что со времени введения платной парковки количество автомобилистов, въезжающих в центр, снизилось на 25 процентов, а оборачиваемость парковочных мест выросла в три раза.
Scriptio: Елена Петешова.