Зажигательный Mini Countryman
— Мы хотели очеловечить машину. Большая голова и маленькое тело делают ее похожей на ребенка: его хочется прижать к себе, быть с ним нежным. В то же время тут крупные колеса — настоящий мужчина должен крепко стоять на ногах! А скульптурное тело? Это уже из области эротики…
А самым важным, по мнению главного Мini-дизайнера Герта Хильдебрандта, было достижение гармонии между этими тремя образами. Поэтому, мол, Mini Countryman и нравится сразу всем. Жаль, конечно, что оригинальный образ размывается, и все же сначала в кроссовере угадываешь именно Mini.
О том, что Mini предстанет в ипостаси кроссовера, заговорили около четырех лет назад, причем в конце 2007 стало известно, что делать его будут не в Англии, как остальные Mini, а на австрийском заводе Magna Steyr — вместо «нынешнего» BMW X3. Потом были «концепты» Crossover, Beachcomber и вот — серийный Mini Countryman. Точнее, серийный он пока только на фотографиях, а в моем распоряжении оказались частично закамуфлированные машины из опытной партии. Единственный обнаженный Countryman, тот, что был засвечен в Женеве, стоял в «дизайнерской» комнате, где вещал Хильдебрандт.
Вживую кроссовер оказался привлекательнее, чем на снимках. Правда, черты истинного «селянина» подмечаешь не сразу: угловатые фары, выпяченные задние фонари, изогнутая линия крыши. За фары дизайнерам отдельное спасибо: благодаря этой «деформации» Mini Countryman не стал, в отличие от автомобилей Audi разных классов, «масштабной моделью», а вместе с узнаваемостью обрел и самобытность. А крышей-«кепкой», которую немцы именуют «шлемом», Хильдебрандт убил двух зайцев:
— Этим мы подчеркнули, что Countryman — новая модель, и уберегли его от образа таксы. Вдобавок «гнутая» крыша позволила растянуть дверной проем и облегчить посадку на задние сиденья.
Передняя часть салона такая же кругло-овальная, как и у других моделей семейства Mini. Верхушки передней панели и дверей покрыты тонким слоем мягкого пластика
Интерактивная система Mini Connected — еще один шаг на пути «виртуализации» автомобилей. Можно слушать не только интернет-радио, но и подсказки по езде в стиле Mini — мол, не гони, мотор еще не прогрелся! Или: «О, мы набрали сотню за восемь секунд!»
Да, Countryman — это даже не Clubman: впервые, садясь в Mini, я открываю полноценную заднюю дверь и легко устраиваюсь в отдельном кресле. «Селянин» — первый Mini длиной более четырех метров (4110 мм), а колесная база по сравнению с Клабменом растянута на 48 мм — до 2595 мм. Поэтому места сзади с запасом — и над головой, и перед коленями. Единственное неудобство — это ступенька с воздуховодами под передними креслами, из-за которой ногам задних пассажиров под ними тесновато. А особенно понравилась идея с рельсом, разделяющим пару задних кресел, — на него можно установить что угодно — от подставок-корзиночек до развлекательных мониторов с нетбуками. Нечто подобное, кстати, есть и в новом компактвэне Opel Meriva. Да и сами кресла что надо — с выверенным профилем и многоступенчатой регулировкой угла наклона спинки. Можно заказать и обычный трехместный диван, но это уже неприкольно.
А еще — отнюдь не мини-багажник объемом 350 л, как, например, у кроссовера Nissan Qashqai, против 160 л у «просто» Mini и 260 л у Клабмена. Если же задние сиденья сложить вровень с полом, то отсек разрастется до 1170 литров — как у трансформированной «единички» BMW.
Человеку среднего роста сзади просторно, а единственное неудобство доставляет спрятанная под передними креслами ступенька с воздуховодами. На выбор — обычный трехместный диванчик или — без всякой доплаты — пара отдельных кресел с регулируемым наклоном спинок. В последнем случае на разделительный рельс поместится вдвое больше Mini-аксессуаров
На пит-лейне выстроился десяток кроссоверов. Все — в версии Cooper S, с «механикой» и — опять-таки впервые для Mini — с полным приводом. Кроме того, Countryman будет выпускаться в модификациях One и Cooper с модернизированными бензиновыми «четверками» 1.6 мощностью 98 л.с. и 122 л.с. Появится и Mini One D с 90-сильным турбодизелем. Но опция в виде полного привода будет доступна только для топ-версий — это дизельный Cooper D (112 л.с.) и бензиновый Cooper S. Мотор «эски» помимо турбокомпрессора и непосредственного впрыска топлива теперь оснащен той же бездроссельной системой газораспределения Valvetronic, что и у атмосферников. Крутящий момент остался тем же (240 Нм и 260 Нм в режиме Overboost), но мощность выросла со 175 до 184 л.с.
Толкаю ключ-диск в переднюю панель, жму на кнопку стартера — и чувствую, что от волнения на лбу выступили капли холодного пота. Потому что заметил, что пассажиром к американцу, который следом за мной выехал на залитый поливалками австрийский Вахауринг, сел легендарный раллист Рауно Аальтонен — чемпион Европы 1965 года, который в 1967 году на классическом Mini выиграл ралли Монте-Карло. Что он подумает о моей траектории? А потом Аальтонен пересел ко мне. «Газ, полный газ!» — задорно крикнул он, когда я поскользнулся на луже.
Поначалу я осторожничал, но Mini меня раскрепостил: сколько ни бросай педаль газа на дуге, сколько ни топчи ее — «раскорячить» машину очень непросто. Внимая подсказкам, с каждым кругом я ехал быстрее и спокойнее, в том числе и за Mini: если кроссовер сразу же позволил нам заговорить об апексах и точках торможений, значит, несмотря на все свои «сельские» двери и сантиметры, он остался Mini!
Спереди, как и у оригинала, стойки McPherson, сзади — многорычажка от «трешки» BMW. Пружины стали жестче, амортизаторы смягчились на отбой, а дорожный просвет по сравнению с хэтчбеком увеличился со 135 мм до 149 мм. В итоге крены в «смазанных» водой поворотах невелики, реакции на повороты руля быстры и точны, хотя намек на картинговую остроту стал еще тоньше, чем в случае с Клабменом. В чем же Mini? В чем кайф?
Традиционно «цепкие» передние кресла с внушительными диапазонами регулировок: отодвинувшись до упора назад, человек среднего роста уже не сможет выжать сцепление!
Энергии 72-летнему «летучему финну» Рауно Аальтонену не занимать. И обаяния тоже. Едва мы уселись в Countryman для фотосъемки, он подскочил ко мне и слегка расстегнул молнию на моей кофте — так, мол, лучше для кадра. А когда я попросил Рауно повторить «ездовые» советы на камеру, он будто взялся за руль, насупился и сказал: «Большие пальцы. Они очень, очень важны… когда ты ешь! Потому что без них тяжело держать вилку…»
Привод на задние колеса полноприводной версии подключается многодисковой муфтой GKN, закрепленной на подрамнике задней подвески. Включением заведует электромагнитное сцепление, а сжатием фрикционов — пара дисков с заключенными между ними шариками: при проворачивании один диск отдаляется от другого, сжимая пакет мокрых фрикционов. При нагреве масла выше 150°С муфта автоматически размыкается, но, как уверяют инженеры, в реальной жизни до этого не доходит
Архитектура передней подвески типа McPherson такая же, как у хэтчбека, но, например, нижние рычаги здесь крупнее. А ездовое «чувство Mini» обеспечивается «жестким» шарниром вместо «податливого» сайлент-блока
Например, в системе полного привода All4. Вопреки ожиданиям, это не «бээмвэшный» xDrive, а муфта GKN с электромагнитным управлением в приводе задних колес. Если у баварских машин для блокировки фрикционов используется рычажный механизм с отдельным электромоторчиком, то узел Mini гораздо компактнее: за сжатие дисков отвечает шариковая муфта — когда два соосных диска (ведомый и ведущий), между которыми в специальных выемках заключены шарики, проворачиваются относительно друг друга, ведомый диск сдвигается, сжимая пакет фрикционов. Включением блокировки заведует первичное электромагнитное сцепление, механически завязанное на ведущий диск, а электрически — на систему стабилизации. На старте и при малейшем рассогласовании скорости по осям муфта моментально (быстрее, чем за 0,1 с) «зажимается» — и привод становится полным.
Благодаря этому в скользком повороте кроссовер ускоряется как по рельсам, а в пределе азартно доворачивается под тягой задней осью. Ни задержек, ни суеты. Перебрал с газом, перекрутил руль? Открути-отпусти — и машина быстро восстановит устойчивость. Неспроста сидящий справа от меня Аальтонен сам отключил «стабилизацию» уже после третьего круга:
— Здесь заходи пошире, здесь поуже, газ, газ, газ! Поворачивай руль еще до поворота, тяни машину газом, давая передним колесам поскользить, а в нужной точке сбрасывай — это будет лучший вход! Этот прием я придумал еще в конце пятидесятых…
Любопытно, что отключить систему стабилизации действительно можно полностью, причем ни удар по тормозу, ни большой угол заноса не приведут ее в чувство. В помощь водителю останется лишь электронная имитация блокировки переднего дифференциала. Инженеры говорят: «Мы уверены, что наши клиенты нажимают на кнопки осознанно: хочешь быть с автомобилем один на один — будь!» И лишь определив угрозу опрокидывания, электроника начнет «прикусывать» тормозные диски.
— Какой автомобиль был референсным? Только Mini! — утверждают инженеры. — Никто больше не делает того, что мы хотим видеть в наших машинах.
Как и все Mini, Countryman и радует, и бодрит. Для города, пожалуй, и впрямь лучше не сыщешь. Но с окончательными «ездовыми» выводами мы все-таки подождем до июля, когда во время «раскамуфлированной» презентации наш эксперт Олег Растегаев поездит на разных версиях Кантримена по обычным дорогам, а не по залитому водой треку, и поймет, какие по счету эти парни на деревне. Тогда же объявят и российские цены. Пока известно лишь, что продажи у нас начнутся с бензиновых версий Cooper и Cooper S, причем последний будет только с полным приводом и ценой около 1,5 млн рублей. «Начальный» Countryman One, как и дизельные модификации, появится значительно позже.
Понятно, что Countryman увеличит число Mini-покупателей. Главным рынком останется Америка, но немцы делают серьезную ставку и на Россию. Завод Magna Steyr способен выпускать до 80 тысяч Кантрименов ежегодно. А на подходе — купе и родстер, которые уже утверждены к серийному производству. Интересно, там применили ту же формулу дизайна с интегралом или пошли по пути производных?
Дизайнеры признают, что они с трепетом следили за реакцией публики на концептуальные кроссоверы. Сделать автомобиль визуально компактнее помогли большие колеса (на заказ — вплоть до 19-дюймовых!), короткие свесы и широкие пластиковые окантовки колесных арок. Без хрома никак, хотя больше половины покупателей все равно заказывают дополнительные «блестяшки». А характерная ноздря версии Cooper S, сползшая под поджатую губу радиаторной решетки, теперь снова функциональная: воздух сквозь нее обдувает тот же радиатор, что и поток, проходящий через основную решетку
Широкий проем с мини-ступенькой, правильная форма и складываемые вровень с полом спинки задних сидений. Никогда еще багажник Mini не был столь удобным и вместительным!
Scriptio: Павел Карин.