Puntoносец
Во время презентации обновленного хэтчбека Fiat Punto Evo пол подо мной качался. Нет-нет, я вообще не пью: ради этой премьеры журналистов пустили на борт новейшего авианосца Cavour. Ведь концерн FIAT для Италии не менее важен, чем армия. Закроются фиатовские заводы — откуда брать деньги на военно-морской флот?
К счастью, о сокращениях в империи FIAT речь не идет — даже в кризис дела идут неплохо: продажи в Европе не только не упали, но даже немного выросли. Так, спрос на бестселлер Grande Punto за девять месяцев этого года увеличился на 5,3%. Но... был Grande Punto — а стал Punto Evo!
Фейслифтинг фиатовцы провели в стенах собственного дизайн-центра, сэкономив на услугах маэстро Джуджаро, под руководством которого четыре года назад был создан образ Grande Punto. Стало ли красивее? Вопрос спорный. Агрессивнее, это точно: за счет приоткрытой пасти переднего бампера. И практичнее: если раньше неаккуратная парковка оборачивалась царапинами на глянцевом бампере, то сейчас за «контакты с общественностью» отвечает черный пластиковый брус. Похожая накладка появилась и сзади.
Надоест расцветка ключа — можно поменять накладные панельки
Утопленные в колодцы приборы куда выразительнее прежних, «плоских»
Новые сиденья хороши. И с диапазонами регулировок никаких проблем
— Наша система более совершенна, чем электромеханический Valvetronic на моторах BMW, — уверяет Клаудио Демариа, руководитель фиатовского центра разработок. — У нас подъем клапанов осуществляется гидроприводом, и поэтому мы можем точнее дозировать поступление топливовоздушной смеси в цилиндры. А двухкратное открытие клапанов на такте впуска позволяет экономить топливо в городском цикле… Надежность? Никаких проблем не будет: требования к моторному маслу те же, интервалы ТО не увеличиваются.
Беру ключи от 105-сильной версии MultiAir, трогаюсь с места… И на первом же светофоре мотор глохнет. Но стоило мне выжать педаль сцепления — мгновенно пускается вновь! Отныне все Punto Evo, соответствующие нормам Euro 5, оснащены системой «старт—стоп», которая автоматически выключает двигатель во время остановок на светофорах, — это позволяет экономить в городе до 15% топлива. Экономия, экология — Европа сегодня помешана на всем этом. А как же удовольствие от вождения? Для обычной езды Punto Evo 1.4 MultiAir годится, но от 105-сильной машины снаряженной массой 1075 кг я ждал большей резвости. Зато звук — в самую масть: низкий, без дешевого повизгивания на «верхах».
В остальном Evo мало чем отличается от Grande. Те же чуткие тормоза, которые требуют аккуратного обращения, тот же не самый информативный руль…
А вот Puntо Evo 1.4 MultiAir Turbo — дело другое. Напористый старт, задиристый разгон — 135 л.с. меняют характер! Да и подвеска здесь настроена по-другому — чуть проигрывая в комфорте, она заметно лучше держит в поворотах. Усилие на руле выше, связь с автомобилем лучше — вот это уже похоже на Evo! Достойная замена 120-сильной версии с мотором T-jet.
Но Punto Evo придется подождать — в России автомобили появятся лишь в следующем году. Да и не берут у нас мощные версии Punto — большинство продаж приходится на 77-сильную версию 1.4. Кризис! Поэтому маркетологи компании Sollers думают не столько о том, чтобы поскорее завезти Punto Evo, cколько о том, чтобы распродать запасы Grande Punto 2008 года выпуска — со стотысячными скидками. И о том, не стоит ли вернуть в Россию Punto Classic — ведь «старый» Punto десятилетней давности до сих пор выпускается и пользуется устойчивым спросом не только на украинском рынке, но и в Европе.
Так что у нас на повестке дня не столько эвoлюция, сколько… э-э-э… археология?
На борту авианосца Cavour я провел почти сутки, включая ночь в четырехместной каюте со всеми удобствами — в туалетной комнате не только душ, но и биде. Постройка нового флагмана итальянских ВМС заняла почти восемь лет — сначала с 2001 по 2004 год был построен сам корабль (носовую часть делали на судоверфи в Муджано, а кормовую — в Рива-Тригоза), а монтаж полетной палубы и остальные работы заняли еще четыре года. При водоизмещении 27500 тонн и длине 244 метра Cavour далеко не самый крупный в мире — российский Адмирал Кузнецов в два раза больше (водоизмещение — 55200 тонн), а каждый из 11 американских авианосцев превосходит Cavour по водоизмещению почти вчетверо. Да и силовая установка у итальянского судна не атомная, как у американских кораблей, а газотурбинная — суммарной мощностью 120000 л.с. Обладая запасом хода 7000 миль при 16 узлах (максимальная скорость — 30 узлов), Cavour способен нести на борту до 24 самолетов или вертолетов.
Интересно, что итальянцы спокойно позволяли журналистам со всего мира гулять по палубам и щелкать фотокамерами. Нас провели на мостик — показали новейшее навигационное оборудование, пригласили подняться на следующий ярус, в рубку управления полетами. А позже пустили за штурвал боевого вертолета Agusta Westland EH-101 и рассказали, как он в полете управляется двумя маленькими кнопочками — ни дать ни взять компьютерный симулятор!
Но когда военные узнали, что я из России, переглянулись — и умерили словоохотливость. Как ни крути, мы с блоком НАТО пока по разные стороны баррикад.
Scriptio: Олег Растегаев.