Кредитные авто сосчитают нотариусы

Категория: Правила движения   
Кредитные авто сосчитают нотариусы

Какой лучше купить автомобиль: б/у или новый?

Добросовестные приобретатели подержанных автомобилей будут защищены от мошенников. Сегодня каждая пятая продаваемая на вторичном рынке машина находится в залоге и может быть в любой момент отобрана у покупателя. Закон, одобренный 28 сентября сенаторами, обязанность ведения реестра заложенного имущества возлагает на нотариусов. Реестр должен быть выложен в открытый доступ в Интернет.

Фальшивые цифры: как оценить пробег автомобиля.

Споры и конфликты вокруг продажи купленных в кредит машин длятся уже 14 лет: принятая в 1998 году инструкция МВД России о регистрации автомобилей в ГИБДД исключила внесение в соответствующий реестр отметки об обременении транспортного средства. Тогда как в Гражданском кодексе РФ закреплен принцип «залог переходит вместе с имуществом»: банк вправе изъять заложенное имущество, даже если оно продано третьему лицу.

Добрая совесть дороже

Конечно, по закону отчуждать такое транспортное средство без согласия залогодержателя (кредитора) нельзя, а приобретателя надо предупреждать об обременении. Но на практике никто это не контролирует: далеко не всегда банк изымает у заемщика оригинал паспорта транспортного средства (ПТС), что позволяет ему продать автомобиль на вторичном рынке, а новому владельцу спокойно зарегистрировать его в ГИБДД, затем спустя несколько месяцев или лет неожиданно лишиться своего имущества.

«Сегодня каждый пятый продаваемый на вторичном рынке автомобиль находится в залоге, — констатирует член профильного комитета Совета Федерации Михаил Капура. — Но не всегда продавец сообщает об этом новому собственнику».

Учитывая, что ежемесячно в России продается до полумиллиона «бэушных» транспортных средств, каждый год «на крючке» у банков оказывается более миллиона законопослушных россиян, а ущерб от мошенничества может достигать 600 миллиардов рублей (общий объем вторичного авторынка оценивается экспертами в 2-3 триллиона рублей в год).

За покупателей заступился пленум Высшего арбитражного суда РФ (ВАС). В принятом в феврале 2011 года постановлении служители Фемиды закрепили понятие добросовестных приобретателей — те лица, которые не знали и не могли знать об обременении покупаемого имущества. При этом никаких однозначных критериев для «оценки совести» не устанавливалось: судам предлагалось исследовать, был ли вручен приобретателю первоначальный экземпляр подтверждающего право на имущество документа (например, ПТС) или его дубликат, имелись ли отметки о залоге и т. д.

По мнению всех участников взаимоотношений, предупредить подобные споры можно только путем создания единого реестра залогов, в котором покупатель автомобиля мог бы проверить факт наличия или отсутствия обременения и ответственно совершить сделку. Первоначально эту миссию предлагалось возложить на Бюро кредитных историй, однако эксперты сочли такой вариант экономически неэффективным — затраты банков на регистрацию залогов привели бы к росту расходов добропорядочных заемщиков и т. д.

Дешево и сердито

Новый закон, одобренный 26 сентября 2012 года Советом Федерации, переложил бремя ведения реестра залога движимого имущества на нотариусов. Соответствующие базы данных наряду со сведениями о завещаниях, наследственных делах и т. п. планируется включить в Единую информационную систему нотариата (ЕИСН, ныне — «еНот»). Добровольная регистрация уведомления о залоге или его отмене обойдется банку или заемщику в 300 рублей, тогда как сведения об обремененном имуществе (в том числе с указанием кредиторов и VIN автомобилей) должны быть представлены в открытом доступе на интернет-сайте, а за выдачу официальной выписки нотариусы вправе взимать с клиентов всего 100 рублей.

Опрошенные эксперты неоднозначно оценивают новый документ. В первую очередь их смущает отсутствие нормы об обязательности внесения информации в реестр. «Добровольная регистрация залога движимого имущества не способна защитить граждан, подтверждающих право на имущество, — убеждена Александра Улезко из юридической компании «Качкин и Партнеры». — Поэтому проблемы добросовестных приобретателей заложенных автомобилей вряд ли разрешатся. К тому же отсутствие или наличие записи в реестре никак не влияет на действительность договора залога и возникновение соответствующего обременения, а потому банк в любом случае вправе будет изъять тот же автомобиль у нового владельца».

«В новом документе прямо указано, что, если в реестре отсутствуют сведения о регистрации залога, приобретатель признается добросовестным, — отмечает при этом юрист коммерческой практики «Rightmark group» Мария Козлова. — Закон позволяет покупателям оценить риски приобретения заложенного имущества, а продавцам защититься от возможных дальнейших притязаний новых владельцев тех же автомобилей. Однако предложенный порядок вряд ли позволит достигнуть поставленных целей. Ведь нотариусу делегируется чисто техническая работа по внесению сведений о залоге в реестр и проставлению отметок на документах (в паспорте транспортного средства и т. п.) — юридическую проверку самого основания возникновения права и действительную волю лиц он проверять не будет. Хотя нотариус обязан удостовериться в полномочиях залогодателя, а потому мошенникам вряд ли удастся «очистить» автомобиль от залога без воли банка».

С ней солидарна и Екатерина Чалова, руководитель департамента регистрации адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург»: «Поскольку нотариус лишен полномочий по проведению экспертизы представленных документов и проверке содержащихся в них сведений, нет никаких гарантий, что удастся избежать попадания в реестр в результате злого умысла или правовой неграмотности лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, недостоверных сведений или сведений о недействительных сделках. А это может в конечном итоге привести к нарушению прав участников гражданского оборота», — убеждена эксперт.

Не особенно рады нововведению и кредитные организации, хотя закон гарантирует для них самые что ни на есть либеральные тарифы (в сумме 600 рублей за все операции — 0,2 процента от стоимости самого дешевого автомобиля). «Конечно, база нужна как можно скорее, — признает Андрей Рублев, заместитель управляющего филиалом «Абсолют Банка» в Санкт-Петербурге. — Она позволит снизить количество сделок, по которым собственник скрывает наличие залога. При этом издержки у банка вырастут, так как платить надо будет не только за получение информации из базы, но и за размещение данных в этом реестре (в том числе об изменениях и прекращении залога). Понятно, что эти издержки отразятся на стоимости кредитных продуктов, а именно — ставок по кредитам».

Нотариальный контроль

Категоричную позицию против введения новой системы высказали и сами нотариусы. В первую очередь их недовольство вызывают низкие тарифы, которые ставят под сомнение экономическую состоятельность проекта. Для защиты автовладельцев от мошенничества они предлагают компромиссный, на их взгляд, вариант — ввести обязательное нотариальное удостоверение договоров залога движимого имущества. То есть — отдать практически все сделки по выдаче автокредитов на откуп частнопрактикующим служителям юстиции. «Возложение на нотариусов обязанности по регистрации залогов автотранспортных средств без нотариального удостоверения договоров залога невозможно», — убеждена президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.

Такая идея, может, и защитит заемщиков, но обойдется им «в копеечку»: за удостоверение сделки по действующим тарифам нотариусам нужно будет отдать 0,5 процента от ее стоимости, а также оплатить так называемые «услуги технического и правового характера» (до 4 тысяч рублей за каждый договор). Учитывая, что, по оценкам специалистов, портфель автокредитов к концу года превысит 800 миллиардов рублей, доходы нотариусов могут составить минимум 4 миллиарда.

По словам Марии Сазоновой, в процессе обсуждения проблемы членами профильного комитета Совета Федерации были высказаны неоднозначные оценки. «Но все пришли к выводу, что закон не отвечает решению главной задачи — обеспечению как приобретателей, так и кредиторов, залогодержателей и третьих лиц объективной, надежной и достоверной информацией о наличии обременений на приобретенное, в первую очередь, в кредит движимое имущество или автотранспорт», — констатирует глава Федеральной нотариальной палаты.

Однако ни парламентарии, ни сенаторы, не поддержали такие корыстные идеи частнопрактикующих служителей юстиции: «Нотариусы выступают от имени государства, а потому оно вправе делегировать этому сообществу соответствующие функции», — утверждает Михаил Капура. Его единодушно поддержали и другие выступающие — подавляющим большинством голосов Совет Федерации одобрил закон. Он вступит в силу только 10 января 2014 года, а потому за оставшееся время сенаторы считают возможным устранить выявленные недочеты.

Scriptio: Павел Нетупский.


Каждый третий автомобиль с пробегом в Перми сегодня продают частные посредники, которые предлагают покупателю поверить им на
ГИБДД будет передавать налоговикам информацию о цене сделки по продаже автомобиля в случае регистрации нового владельца, сообщает
Со среды, 12 июня, жители ЦАО могут оформить так называемые резидентские разрешения на парковку не только через
Городской суд Петербурга отклонил жалобу председателя общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Александра Холодова
При этом ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275