Базовые ценности
Свершилось - один из крупнейших мировых автопроизводителей представил автомобиль, сделанный специально для российского рынка. Правда, ждать седан Volkswagen Polo пришлось долго – о том, что в Вольфсбурге ведутся работы по созданию модели, предназначенной для эксплуатации в России, впервые был объявлено четыре года назад на открытии первого сборочного цеха концерна в Калуге.
Какими бывают модели, сделанные крупными западными автопроизводителями для развивающихся рынков, мы знаем – по российским дорогам "бегают" десятки тысяч Renault Logan, разработанных специально для того, чтобы покорять покупателей в странах Восточной Европы, Азии, Южной Америки и Африки. Однако анонсированный проект "Фольксваген", подробности которого держались в строжайшей тайне до официальной презентации "Поло" седана", все равно вызывает громадный интерес.
Ведь тот же "Логан" появился на свет с учетом требований глобального рынка, а немцы обещали сделать машину специально под российские условия. Да и немецкий подход к созданию автомобилей существенно отличается от французского.
Поэтому мы с радостью приняли приглашение протестировать Volkswagen Polo седан по дороге из Москвы в Калугу и обратно, а также осмотреть производственные мощности, на которых вместе с другими "российскими" моделями концерна собирается новинка в преддверии начала продаж, которые начнутся сразу после окончания Московского автосалона.
"Россиянин"Первое впечатление от машины получилось приятным. Подготовленные к началу тест-драйва на окраине Москвы автомобили красиво блестели "гранеными" боковинами под лучами утреннего солнца, а четырехдверный кузов идет Polo, как ни странно, гораздо больше, чем пятидверный. Чего стоит одна "корма" с агрессивной верхней кромкой крышки багажника, продолжающей боковую плечевую линию.
И сбоку российский Polo выглядит стильно в отличие от европейской "пятидверки", которую часто ругают за скучный профиль. Красивее, пожалуй, является лишь трехдверный "хэтч" Polo, который кажется значительно спортивнее, но для нашего рынка эта модификация - экзотика. По крайней мере, в официальных салонах такой "Поло" пока не продается.
"Поло" седан в длину на 414 миллиметров больше хэтчбека (его длина составляет 4384 миллиметра). В результате, эта модель не только лишилась статуса малолитражки, но и приблизилась к границе, которая отделяет гольф-класс от семейных седанов
Внутри - тоже все по-настоящему, по-немецки. Правда, нам предложили испытать не базовую комплектацию Trendline, цены на которую начинаются от 399 тысяч рублей, а топовый "Хайлайн", стартующий от 534 тысяч рублей за автомобиль с механической коробкой передач. Но нам в седане понравились именно "базовые" ценности, которые присутствуют на всех "российских" VW Polo, включая самые дешевые версии.
К примеру, передняя панель и центральная консоль достались седану от хэтчбека. Поэтому место водителя выглядит по-европейски, хотя в интерьере седана используются более дешевые на вид материалы и отсутствуют некоторые приятные мелочи вроде подстаканников в консоли над трансмиссионным тоннелем (это место у седана просто закрыто большой заглушкой).
Зато у всех комплектаций "российского" Polo эталонная "фольксвагеновская" эргономика хэтчбека - в список стандартного оборудования седана входит регулировка рулевой колонки по высоте и вылету, а также ручной "лифт" водительского сиденья.
Тестовый "Поло" седан в топовой комплектации Highline был оборудован "базовым" полуавтоматическим кондиционером и аудиосистемой с поддержкой MP3-формата. Однако по желанию за дополнительную плату кондиционер можно поменять на климат-контроль, а штатную аудиосистему - на магнитолу с USB-входом и кнопками управления на мультифункциональном рулевом колесе. Это оборудование входит в "Премиум-пакет" вместе с задним парктроником, боковыми подушками безопасномти и отделкой кожей рулевого колеса и рычага коробки передач. Стоимость пакета - 67 тысяч рублей
Еще один важный плюс – компоновка салона. Если учесть, что даже в хэтчбеке высокий водитель за рулем чувствует себя комфортно, а за ним без проблем помещается взрослый пассажир, то седан бьет рекорды по вместительности среди "одноклассников". Ведь у него по сравнению с пятидверным "Поло" колесная база увеличена на 80 миллиметров (до 2552 миллиметров), и большая часть этих миллиметров досталась именно пассажирам заднего дивана.
АдаптацияОднако в "Поло" седане лучше всего сидеть не сзади, а на водительском кресле – четырехдверный VW Polo чувствует себя на российских дорогах как дома. Но чтобы адаптировать машину к нашим условиям немецкие конструкторы полностью пересмотрели шасси европейского хэтчбека.
Вместо обычной зависимой задней подвески, которой комплектуются все хэтчбеки "Поло", на седан была установлена торсионная балка от VW Golf четвертого поколения, благодаря которой задняя колея "Поло" увеличилась с 1456 до 1498 миллиметров. Но главное – "российский" VW Polo получил "российские" настройки демпфирующих элементов, и такая модернизация не помешала бы большинству недорогих автомобилей, импортируемых в Россию с Запада, а также из Японии и Кореи.
Как рассказали журналистам представители "Фольксваген", для окраски кузова "Поло" седана используются специальные эмали, которые обладают повышенной устойчивостью к химическим реагентам, которыми зимой поливают российские дороги. Кроме того, сам кузов оцинкован
Конечно, в результате "российский" Polo как был, так и остался компактной легковушкой - по комфорту его по-прежнему нельзя сравнить, например, с полноразмерным седаном. Но зато на разбитом асфальте немецкая малолитражка не пытается вытрясти из водителя душу, сохраняя приемлемую плавность хода. Да и с колейностью Polo седан справляется гораздо лучше многих "одноклассников".
Для России было перенастроено даже рулевое управление Polo. Машина стала гораздо собраннее в поворотах, увеличилось усилие на руле и улучшилась обратная связь, и, что самое главное, седан приобрел почти "трамвайную" курсовую устойчивость. Российский VW Polo четко держит траекторию на асфальтовом покрытии любого качества и на любой скорости.
Лучше новых двух Двигатель VW Polo седану в Вольфсбурге подобрали всего один, зато под стать подвеске – это хорошо послуживший концерну в Европе 1,6-литровый "атмосферник" мощностью 105 лошадиных сил. Немолодой уже мотор благодаря простоте конструкции предъявляет менее строгие требования к качеству бензина, чем, например, движки TSI, оборудованные непосредственным впрыском.На дороге легкому седану (1159 килограммов) этого двигателя вполне достаточно. Особенно в сочетании с пятиступенчатой "механикой" - ее короткоходный рычаг четко отщелкивает одну передачу за другой, провоцируя водителя на активную езду. А вот с шестиступенчатым "автоматом", "вышивать" на дороге уже не хочется – он слишком задумчиво работает даже в ручном режиме. К тому же, за это "удовольствие" придется доплатить – такую коробку предлагают только для двух "верхних" комплектаций, и обойдется она клиенту в 44 тысячи рублей.
В то же время, появление "автомата" в списке допоборудования объяснимо – жители российских городов уже давно голосуют рублем за машины, в которых не нужно ворочать "кочергу", предпочитая комфорт в пробках экономии нескольких десятков тысяч рублей. Поэтому без такой трансмиссии "народному" автомобилю сейчас нельзя, иначе городской "электорат" уйдет к конкурентам. Это понимают все, и "автомат" к концу года появиться даже в списке опций Renault Logan.
Соперники Но пусть немцы и провели большую работу, приспосабливая Volkswagen Polo к непростым условиям эксплуатации в России, без компромиссов при создании этой машины не обошлось. Поэтому "Поло" седану на первом этапе придется непросто. Ведь немецкая малолитражка вторгается в самый конкурентный сегмент российского рынка, и достойных соперников у нее достаточно.Кроме того, поначалу некоторым покупателям, ожидающим от новинки безупречности автомобилей Volkswagen, наверняка будет непросто привыкнуть к "бюджетному" качеству отделочных материалов в салоне "Поло" седана. Все-таки от "Фольксвагена" не ждешь, что его двери будут закрываться с таким дешевым звуком. Да и блестящий гулкий пластик передней панели на автомобиле европейского автопроизводителя встречается нечасто.
Уже в начальной комплектации Trendline на Polo седан устанавливаются две подушки безопасности, электростеклоподъемники для всех четырех дверей, центральный замок и сигнализация невыключенных фар. Однако ABS в "базу" не входит, хотя для автомобиля, сделанного специально для России, где на большей части страны на дорогах по полгода лежит лед, такая опция уж точно важнее полного электропакета
Такие автомобилисты в качестве альтернативы могут подобрать себе примерно за те же деньги "Фабию", у которой мягких полимеров в салоне хватает. Правда, расплачиваться за уют придется европейскими настройками подвески, и менее мощными двигателями – за 400 тысяч никто из европейских конкурентов не предлагает машину со 105-сильным мотором. То же самое верно и в случае с "Поло" хэтчбеком, который в "базе" стоит дороже седана, пусть и ненамного, но при этом уступает ему по энерговооруженности и приспособленности к российским дорогам.
Кроме того, наверняка, найдутся покупатели, которые вместо "базового" Polo седана в комплектации Trendline без аудиосистемы и кондиционера за 399 тысяч рублей купят "топовую" "Ладу Приору" за 373 тысячи рублей. Она, хотя бы номинально – по списку опций - будет укомплектована всем необходимым для комфортной езды. Но все же главный конкурент "российского" VW Polo – это Renault Logan.
"Дуэль" В принципе, оба автомобиля созданы по одному "рецепту" – подвеска, способная переварить даже очень плохие дороги, просторный салон, удобное место водителя и эталонная надежность. "Логан" тоже приспособлен к разбитому асфальту, а колесная база французской малолитражки больше, чем у многих старшеклассников, вроде VW Golf. Да и за рулем "Рено" благодаря высокой крыше седана и хорошо проработанной эргономике удобно водителю любого роста и комплекции.Обе машины ориентированы примерно на одну и ту же аудиторию – автомобилистов, которые несмотря на скромный бюджет, хотят купить вместо подержанной иномарки или продукции "АвтоВАЗа" новый автомобиль солидного европейского бренда, и ради этого готовы пойти на некоторые компромиссы.
Экскурсия по заводу Volkswagen в Калуге оказалась не менее важной, чем дорожные испытания Polo седана. Немцы гордятся качеством своих автомобилей, и всячески подчеркивают, что им нет нужды скрывать то, как их изготавливают.
Кузовные детали для "Поло" седана штампуются в Калуге на недавно пристроенном к сборочному цеху VW заводе испанской компании Gestamp из привезенных из Европы стальных заготовок. Далее, по небольшому коридору штамповка попадает уже собственно на завод "Фольксваген", где специалисты ее сваривают, красят и собирают.
Мы уже не раз рассказывали про подобные производства других автопроизводителей, включая и те, что выпускают автомобили на территории России. Принципиально такие конвейеры друг от друга отличаются мало, но калужский "Фольксваген" можно поставить особняком – хотя бы из-за того, что здесь с конвейера сходят сразу четыре модели, а также из-за высокого уровня автоматизации производства, особенно сварочного цеха.
Ведь здесь есть и "танцующие" роботы – манипуляторы-сварщики автоматизированного стапеля для сборки кузова, и камеры лазерной сварки, где с помощью нагретой до пластичного состояния медной проволоки приваривается крыша, и станция контроля геометрии кузова, на которой заняты четыре робота-измерителя - каждый из них проверяет данные по 96 точкам на кузове седана "Поло".
Чтобы сделать из сваренного и покрашенного кузова на сборочной линии готовый Polo седан, с учетом "перекуров" требуется 257 минут или 120 тактов. Один такт в Калуге, как и на всех остальных заводах "Фольксваген", равен 5600 миллиметрам конвейера, и собираемый кузов проходит это расстояние за 120 секунд. К примеру, для того, чтобы полностью установить на машину ходовую, требуется пять тактов.
При этом, по цене конкуренты оказались разведены по разным маркетинговым нишам - "немец" стоит на 25 – 30 процентов дороже "француза" в зависимости от комплектации, так как у Polo седана есть такие козыри, как современный "фольксвагеновский" дизайн и внушительный список дополнительного оборудования. На "Логан", к примеру, даже за дополнительные деньги не поставишь ESP, мультифункциональное рулевое колесо или климат-контроль.
В принципе, такое соотношение сил можно было бы называть ничьей – "Логан" компенсирует свою простоту ценовым демпингом. Но представители "Фольксваген" вряд ли согласятся с такой постановкой вопроса. Ведь у их детища есть еще один козырь - имидж настоящего немецкого автомобиля. А это в России дорогого стоит.
Scriptio: Артем Бетев.