Половозрелость
Когда-то маленькие, но «заряженные» хэтчбеки вроде Peugeot 205 GTI были мечтой небогатых людей с бензином в крови, потому что за скромные деньги давали максимум острых ощущений. Каким окажется новый Volkswagen Polo GTI со 180-сильным «двухнаддувным» мотором?
Polo GTI до недавнего времени был «самым гоночным» из серийных Фольксвагенов. Конечно, «старшие братья» Golf GTI и Scirocco с 210-сильными моторами все равно быстрее — разгоняются до сотни они за те же паспортные 6,9 секунды, но «максималка» у них выше примерно на 10 км/ч, не говоря уже про R-версии. Но именно Polo GTI был в авангарде «народного» фольксвагеновского автоспорта — с 1993 года на этих трехдверных хэтчбеках проводился фирменный кольцевой монокубок в родной Германии. А когда в 2005 году со сменой поколения атмосферный 125-сильный двигатель 1.6 уступил место 1800-кубовому турбомотору мощностью 150 л.с., ADAC Polo Cup дружно перешел на новую технику.
Однако теперь в отделении Volkswagen Motorsport изменили политику, сделав «массовую» ставку на биогазовый Scirocco с коробкой передач DSG. А как же Polo GTI?
Тест-драйв проводился в окрестностях Нюрбургринга, но на Северную петлю никто нас выпускать не собирался — лишь послушали из-за забора голоса машин с тренировки перед легендарной 24-часовой гонкой. Неужели для Polo GTI теперь нет места на гоночной трассе?
Увы, увы…
Внутри — «неправильный» руль с красной прострочкой. Посадка — как в обычном Polo
Двигатель, конечно, стал мощнее: под капотом «хэтча» Golf GT этот агрегат 1.4 TSI с двойным наддувом (турбокомпрессор плюс приводной нагнетатель) развивал 170 л.с., а для Polo GTI ему прибавили десяточку «лошадей». Немного? Но все же больше, чем 150 л.с. у предыдущего Polo GTI. Правда, тех «скакунов» можно было кормить «95-м» бензином, а нынешним подавай октановое число не ниже 98.
Коробка передач — только семиступенчатый «робот» DSG с сухими сцеплениями. С одной стороны, это помогло улучшить экономичность и экологичность — на 25% по сравнению с предшественником! Но весит DSG 70 кг, что для машинки В-класса весьма чувствительно. Оттого новый «заряженный» Polo стал тяжелее на 30 кг, тогда как «обычный» хэтчбек со сменой поколений, наоборот, полегчал.
В остальном — ничего нового. Подвеска занижена на 15 мм, пружины и амортизаторы — более жесткие. Снаружи — колеса-«телефоны», двойная насадка на выхлопном патрубке, светодиодные «габариты» да спойлерок на задней двери. Да еще традиционные «тонкие красные нити» в решетке радиатора и отделке салона.
И что?
Светодиодные габаритные огни — едва ли не впервые в В-классе!
280 км/ч? Набрать бы 230... Лампочка системы стабилизации после перехода в «ослабленный» режим не мигает, как во многих других Фольксвагенах, а горит постоянно
Две системы наддува, сложная роботизированная коробка передач... Интересно, что будет с надежностью?
Багажник невелик (185 литров), зато под полом — докатка!
Разгон ровный, но напористый. Переход с «мехкомпрессорной» тяги на «турбинную» на 3000 об/мин заметен лишь по изменению звука — на высоких оборотах исчезают приятные басовые нотки. Мотор с широким рабочим диапазоном — от 2000 до 6000 об/мин — отлично «сожительствует» с DSG. Ее не приходится «продавливать» для любого разгона с седьмой или шестой передачи на две-три ступени и мучительно ждать, как на 75-сильном Polo, — а на одну ступень коробка переключается быстро и незаметно.
Но после 160 км/ч Polo GTI разгоняется по меркам «зажигалок» лениво. А на пустом безлимитном автобане больше 215 км/ч по спидометру набрать не удалось, при том что в паспорте указаны 229 км/ч. Ветер?
Тормоза — как у обычного Polo: педаль твердая, но порой слишком чувствительная в штатных режимах. По прямой машина идет как по рельсам, предел сцепных свойств далек и на сухом, и на мокром асфальте — шины Dunlop SP Sport Maxx явно были выбраны не просто так. Поворачиваемость — лишь на волосок недостаточная, крены невелики и развиваются логично, баранка информативно упруга. Жаль только, что большего не дано: занос не спровоцировать, как ни пытайся «подрулить» сбросом газа. Зато в поворотах осторожничать с акселератором не нужно — электронная «подделка» блокировки XDS позволяет делать вид, что никакого вывешивания внутреннего колеса нет и в помине: машина просто едет куда надо, а руль свободен от рывков, как немецкая экономика.
Поменять бы только саму баранку — вычурную, с ободом «пересеченного» рельефа и скошенную снизу. Такое уместно только на истинно гоночных машинах, где руль не нужно перехватывать. А у Polo GTI реакции остры только вблизи «нуля», где оказывают влияние более жесткие пружины и амортизаторы. А на деле передаточное отношение рулевого управления — все те же 15,8:1, что и у обычного Polo.
Боковая поддержка кресел — плотная, но вряд ли спортивная. Поясничный подпор не регулируется, а под лопатки давит странноватый валик
По характеру похожа на «стандарт» и обработка неровностей — машинка лишь чуть больше повторяет профиль дороги. А самое ценное качество для нас — Polo GTI не стряхнуть с траектории даже крупным ямам.
Впрочем, пригодятся ли россиянам плавность хода и отменная для «зажигалки» шумоизоляция Polo GTI? Если взять нынешнюю российскую цену на Golf GTI и вычесть из нее 5000 евро (примерно на столько Polo дешевле в Германии), получится около 900 тысяч рублей. Дорого! Похоже, понимают это и в Фольксвагене, поэтому окончательного решения о выводе Polo GTI на наш рынок пока нет. Если это и случится, то не раньше конца нынешнего года.
А кто купит Polo GTI в Европе?
По тесноте на задних сиденьях GTI не отличается от массовых версий Polo: есть трех- и пятидверные модификации
Коробка DSG — дань скорее экономичности, чем спортивности
Подрулевые лепестки — «в базе»
«Зажигалкой» его не назвать — да, он быстр, но доминантой характера является комфорт. Здесь можно провести параллели с автоспортом, который подчас становится все более комфортным для «потребителя». Потому что многие гоночные серии — прежде всего монокубки — живут за счет богатых бизнес-драйверов, которых лучше не «растрясать», а то уйдут вместе со своими кошельками в яхтинг или гольф.
Но надежда есть. Ведь наверняка через год и у Polo появится версия R — к примеру, с 210-сильным двухлитровым мотором от GTI. Вот это будет настоящая «зажигалка», верно?
Паспортные данные Автомобиль Volkswagen Polo GTI Размеры, мм длина/ширина/высота 3976/1682/1452 колесная база 2468 Объем багажника, л 185—882 Снаряженная масса, кг 1194 Двигатель бензиновый, с приводным нагнетателем и турбонаддувом Расположение спереди, поперечно Число и расположение цилиндров 4, в ряд Рабочий объем, см? 1390 Степень сжатия 10,0:1 Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 180/132/6200 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 250/2000—4500 Коробка передач механическая, роботизированная, 7-ступенчатая Привод передний Шины 215/40 R17 Максимальная скорость, км/ч 229 Время разгона 0—100 км/ч, с 6,9 Расход топлива смешанный цикл, л/100 км 5,9 Выбросы CO? смешанный цикл, г/км 139 Емкость топливного бака, л 45 Топливо бензин АИ-98Scriptio: Никита Гудков.