Застой

Категория: Тест-Драйвы   
Застой

Доступ в VIP-зал Центрального аэропорта города Ульяновска стоит тысячу рублей: в комнатке два дивана, телевизор, тепловая пушка для обогрева и стеллаж с водкой и коньяком. Воды в туалете нет: труба лопнула.

— Ой, как уже хочется вернуться в застойные годы, — вздыхает хозяйка. — Тогда хоть не было такого обмана, как сейчас…

Хотите застоя? «С конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый УАЗ 469». И новость эта датируется не 1972 годом, а нынешним, 2010-м!

Хрущевки, панельные девятиэтажки, Газели-маршрутки. С предвыборного плаката Единой России озадаченно глядят вдаль два усатых мужика: «Работу заводам, работу людям! Сделаем Ульяновск научно-промышленным центром Поволжья». За проходной УАЗа — огромный бюст Ленина с непременной Доской почета победителей соцсоревнования. «Уникальный штанговый толкающий конвейер» десятки лет встречает посетителей пронзительным визгом пневмогайковертов. «В 2005—2006 годах ленты подачи двигателей и колес убрали вниз, и конвейер приобрел более эстетичный вид», — объясняет начальник технологического отдела цеха сборки Анатолий Тимагин. А где же андон — ведь пресс-релизы о том, что на УАЗе вводится Toyota Production System, мы читали еще лет пять назад? «Сигнальные огни и кнопки для остановки конвейера уже смонтированы, но пока не работают»...

Застой

Застой

По левой «грузовой» нитке плывут зеленые «буханки», по правой — Хантеры и Патриоты. А что это за уазик цвета хаки приткнулся на въезде в цех ОТК — с простым брезентовым тентом и старым тоненьким рулем? Может, это и есть тот самый УАЗ 469?

— Это армейский автомобиль, делаем по госзаказу. Поездить? Нет, без разрешения представителя военной приемки дать не можем…

Вот она, мечта! Безо всяких пластмассовых финтифлюшек, зато с дизелем ЗМЗ. Говорят, комплектацию лично утверждал министр обороны Сердюков. Но УАЗ не имеет права выпускать такие машины в товарные сети, потому что они не пройдут сертификацию по шумности, по пассивной безопасности. Да и вообще XXI век на дворе…

Именно поэтому шесть лет назад и появился Хантер — как попытка осовременить УАЗ-469Б образца 1972 года, он же «автомобиль семейства УАЗ-3151», он же просто «козел». Мы уже рассказывали про перемены в статье «Козел и Охотник»: передняя пружинная подвеска против старой рессорной, пятиступенчатая коробка передач вместо старой «четырехступки», новая «раздатка» с одним рычагом вместо двух, гидроусилитель руля… Единственное серьезное усовершенствование с тех пор — корейская коробка передач DYMOS, которая закупается по долларовому контракту и делает машину дороже примерно на 18 тысяч рублей. Но кресла по сравнению с Хантером шестилетней давности стали проще, исчезли газовые упоры капота... А цена выросла с 200 тысяч до 390 тысяч рублей!

Застой

Вот он, армейский уазик: мосты «спайсер», коробка DYMOS, ГУР, передняя пружинная подвеска, дизель ЗМЗ…

Застой

…и простейший тентованный кузов с облегченными сиденьями, как 38 лет назад

Неудивительно, что в прошлом году суммарный объем продаж всех УАЗов упал более чем вдвое — с 72 тысячи до 34 тысяч, из которых на Хантеры пришлось менее 9000 машин. Как стимулировать спрос? «Перепозиционировать продукт», как рассчитывали маркетологи Соллерса, не вышло — Хантер по-прежнему покупают для деревни, охоты и рыбалки. И на УАЗе наконец-то признали очевидное: «козел» должен быть проще и дешевле!

Куда проще? Ведь и без того есть Huntеr Classic за 375 тысяч рублей — со старой двухсекционной дверью багажника и без пластиковой накладки на решетке радиатора… Невольно вспоминается анекдот времен застоя: «Что такое торт Брежнев? Это тот же Наполеон, только без яиц, масла и сахара».

К счастью, в УАЗе 469 масло есть. Да и яйца... Мужской автомобиль!

Застой

«Колхозные» мосты, но с дисковыми тормозами спереди и модернизированными барабанами сзади, вернулись на УАЗ 469 с «буханок»: но там рессоры «по кругу», а здесь — передняя пружинная подвеска

Застой

На бездорожье картер разъемного моста не нагребает перед собой грунт или снег, как «спайсер», а режет его

На заводе эту версию называют «Хантер минус», ее индекс — УАЗ-315196, а официальное название — УАЗ 469. Что в минусе? Во-первых, убран оставшийся пластик — к примеру, накладка на панели приборов. Во-вторых, вместо дорогой корейской коробки — старая «четырехступка» АДС, которую делает бывший цех УАЗа, ныне превратившийся в самостоятельную фирму Автодеталь-сервис. А вместо современных мостов с цельной балкой, которые в России зовут по имени американской трансмиссионной фирмы Spicer, — мосты старой конструкции, с разъемным картером. У нас их прозвали «тимкенами» — при том, что и Spicer, и другой американский поставщик Timken выпускали как те, так и другие мосты. Но мир давно отказался от «разъемной» конструкции, а на УАЗе «тимкены» до сих пор ставят на «буханки» и «головастики» — а теперь и на «Хантер минус», то бишь на УАЗ 469.

Хорошо ли это, плохо ли?

— Эх, дорога — точь-в-точь как в Сосновке. Мы туда каждую субботу на рыбалку ездим…

Для уазовца, что сидит справа, это дорога. А на самом деле УАЗ 469 из первой партии, взятый прямо с конвейера, бороздит пустырь на заводских задворках. Снег выше ступиц, но «Хантер минус» упрямо ползет вперед. На обычном Хантере со «спайсерами» и корейской коробкой наверняка пришлось бы включать демультипликатор, но передаточные числа «старой» уазовской трансмиссии заметно «короче» — особенно у второй передачи, которая остается «рабочей» даже на тяжелом бездорожье. Вдобавок «тимкены» режут грунт или снег острым разъемом «чулков» — они действительно лучше по проходимости!

Застой

Отличие от Хантера — голый металл передней панели и тоненькая рукоятка четырехступенчатой коробки АДС, которая по-прежнему транслирует в салон шум шестерен. Зато «раздатка», как и на Хантере и Патриоте, с одним рычагом

Захлебывается ноющим воем трансмиссия, вгрызаются в рыхлый мартовский снег амтеловские шины Быстрица… Засели все-таки. Врубать заднюю после первой, чтобы выбраться враскачку, нужно с хрустом, размашистыми движениями — вправо до упора и вниз, в пол. Раззудись, плечо!

Хорошо хоть, что на первой передаче у коробок АДС теперь тоже есть синхронизатор. Но переключается «четырехступка» АДС не так легко, как корейская, — и усилия выше, и рычагом надо орудовать точнее.

А главная проблема — вибрации. При серьезной пробуксовке силовой агрегат трясется на опорах, словно под полом работает отбойный молоток. И очередной штурм снежного виража приходится прервать — из-под капота валит пар, а снег под машиной окрашивается зеленым: вырвало подводящий патрубок радиатора.

Застой

Примета времени — окошечко цифрового счетчика пробега на шкале спидометра

Застой

Усилие на рычаге «четырехступки» выше, чем у «даймоса», но четкость переключений приемлема

Пока едет подмога с отверткой, можно немного прохладиться: в салоне не Ташкент — Сахара! Ведь ни в «буханках», ни в Хантерах до сих пор нет внутрисалонного краника отопителя. И даже в инструкции написано, что на тяжелом бездорожье во избежание перегрева нужно включать вентилятор «печки». В XXI веке…

Короткая поездка по подъездным дорожкам завода прошла уже без приключений — Хантер как Хантер, только с четырьмя передачами. Руль совершенно «ватный» — ведь, в отличие от Патриота с гидроусилителем Delphi, на Хантеры ставится агрегат Борисовского автоагрегатного завода. Валкость и подруливания в виражах, разболтанная на неровностях подвеска... Хорошо хоть, что тормозит УАЗ на снегу и мокром асфальте ровно, без рысканий.

Застой

«Легковой» конвейер — Хантеры и Патриоты. Колеса, рамы и силовые агрегаты подаются на «нулевой уровень» сборки снизу, мосты — сверху, с первого яруса, а кузова — со второго

Застой

Если идти по цеху сборки от участка подачи рам, то «грузовая» нитка будет по левую руку — на «буханки» и «головастики» приходится более половины всех продаж УАЗа

А двигатель на УАЗе 469 — тот же, что и на нынешних «буханках». Старые нижневальные моторы Ульяновского моторного завода, принадлежащего «чужой» Группе ГАЗ, уазовцы перестали использовать с января прошлого года — и полностью перешли на «шестнадцатиклапанники» ЗМЗ объемом 2,7 литра. Но если на Патриотах и Хантерах версия ЗМЗ-4094 развивает 128 л.с., то для «буханок» была подготовлена дефорсированная до 112 л.с. версия ЗМЗ-4091, которую унаследовал и «Хантер минус». Да, «крутильный» подхват на высоких оборотах исчез, но он и не нужен! Зато характеристика стала «моментнее», тяга — ровнее, а трогаться можно на холостых, просто бросая сцепление.

А еще я оценил… акустический комфорт. Да-да, не смейтесь! Конечно, в старом «четыреста шестьдесят девятом» эмоций было больше — завывания, лязги, хрусты… Но Хантер с шумоизоляционными матами в салоне, в дверях, под капотом и в моторном отсеке стал тише, и в версии «минус» все это осталось. Равно как и новая «раздатка», дисковые передние тормоза и пружинная передняя подвеска.

Застой

Олег Крупин, главный конструктор УАЗа, на заводе уже 25 лет — это он разрабатывал переднюю пружинную подвеску Симбира, Патриота и Хантер: «Картер мостов «тимкен» состоит из двух половинок, и на «изгиб» они работают хуже, чем мосты «спайсер» — у тех картер жестче, соосность лучше и ходимость побольше, да и шумность пониже»

Застой

Сиденья, как у обычного Хантера, — простенькие и слишком мягкие. Сзади три ремня, но среднему пассажиру полагается только поясная лямка, а для крепления боковых ремней к полу багажника предназначены язычки…

Застой

…которые от тряски могут легко выскочить из гнезд!

Так что если брать «козла» в деревню, то почему бы не УАЗ 469, который примерно на 30 тысяч дешевле, чем Хантер Классик?

Правда, самый доступный тентованный УАЗ 469 за 299 тысяч — без гидроусилителя руля и даже без запаски. Но за УАЗ 469 с металлической крышей и ГУРом должны просить 315—320 тысяч рублей. А выкладывать 365 тысяч рублей за тентованный Хантер Классик со «спайсерами» и корейской коробкой, уже не говоря про машину с жесткой «будкой» за 375—390 тысяч, стоит лишь в том случае, если под колесами в основном будет асфальт. Хотя тут уже стоит подумать о более удобном и современном Патриоте. Правда, он еще на сотню тысяч рублей дороже...

— Вы уже знаете, что в этом месяце мы выпустим первые укороченные Патриоты УАЗ-3164? — огорошил Дмитрий Пришвин, второй по иерархии человек в руководстве УАЗа. — Дело в том, что и штамповая, и сварочная оснастка для Хантеров, которые мы делаем уже не один десяток лет, пришла в негодность. Новые штампы — слишком дорогое удовольствие: подготовка производства будет стоить миллиард двести тысяч рублей. Поэтому мы хотим «пощупать» рынок — может ли укороченный Патриот заменить каким-либо образом Хантер? Сможет — здорово. Нет — будем выпускать Хантер еще энное количество лет…

Застой

Стало быть, УАЗ идет по пути АвтоВАЗа — новая версия Патриота, которую назвали Патриот Спорт, должна заменить обычные уазики точно так же, как упрощенная «Калина low-cost» вазовскую «классику». Но, как в том анекдоте, есть один нюанс.

Патриот изначально разрабатывался как «гражданский» автомобиль. А как же армия? Если «вставай, страна огромная» — на чем идти в разведку? На чем бороздить российскую целину, где под снегом всегда может притаиться брошенная по пьяни железяка?

Застой

Это обычный металлический верх Хантера: «калитка» с боковыми петлями и навешенной запаской

Застой

А на Хантер Классик и УАЗ 469 ставят старую двухсекционную дверь багажника — запаска висит на отдельном кронштейне, а откидной борт помогает перевозить длинномеры

Застой

Дефорсированный до 112 л.с. двигатель ЗМЗ-4091 от «буханок» можно опознать по двум катушкам зажигания российского производства. Разве что на «буханки» идет блок управления Элкар, а на УАЗ 469 и Хантеры — Bosch. Сцепление — ЗМЗ с ведомым диском LuK

Застой

Металлические фиксаторы — как в 1972 году!

«Буханки» выпускаются с 1958 года, УАЗ-469 — с 1972-го. Они давно отслужили свое. Так почему бы нашему государству не профинансировать разработку нового многоцелевого полноприводника, который прослужит еще 30—40 лет, — легкого, выносливого и неприхотливого? Ведь нашлись 2,4 миллиарда евро госгарантий для владельца Соллерса Вадима Швецова на проект совместного предприятия с альянсом FIAT-Chrysler. Но надеяться на то, что зарубежные технологии нам сильно помогут, наивно: нигде не нужны такие настоящие вездеходы, как в России. И потом, ни американцы, ни итальянцы не станут вкладывать деньги в создание российского военного внедорожника.

Застой

Дмитрий Пришвин, руководитель производственно-технического департамента, шесть лет назад пришел на УАЗ с ГАЗа, где отработал 18 лет на производстве Волг: «Сегодня в России уже не осталось заводов, которые, как мы, используют анафорез. Для перехода на катафорезный грунт, который здорово улучшит коррозионную стойкость кузовов, нужно полтора миллиарда рублей. Но кто их нам даст? Поэтому мы вынуждены идти на переговоры с Роснанотехом — деньги у них есть, могли бы создать с нами совместное предприятие в равных долях и в течение пяти лет получать от нас отчисления: к примеру, по восемь тысяч рублей за кузов»

Тем более что все технологии у нас уже есть. Изменить раму, спроектировать простой кузов с учетом всех требований по пассивной безопасности, локализовать производство дизелей IVECO и коробок DYMOS… Ну не бином же Ньютона!

Конечно, можно этого не делать. Можно продолжать выжимать по капле советское наследие. Но это — застой, который рано или поздно заканчивается…

Мы ведь уже знаем, чем заканчивается застой.

Scriptio: Леонид Голованов.


Про макияж внедорожников Chevrolet Niva мы уже рассказывали, а теперь пришел черед технической модернизации. И, поверьте, ШРУСы
Эту командировку в Тольятти мы не планировали. Но когда попросили у вазовцев Ладу 4х4 для участия в редакционном пробеге
У первого мотор объемом 1.7 литра, у второго – 1.3. Но оба серьезные проходимцы. Этим и подкупают. К тому же они наиболее близки
"Авто.ленте" удалось одной из первых испытать на отечественных дорогах переднеприводное купе Kia Cerato Koup, созданное на базе
Свершилось - один из крупнейших мировых автопроизводителей представил автомобиль, сделанный специально для российского рынка.