Непризнанные
Поездка в Абхазию выглядела пустой затеей. Бархатный сезон закончился, а фрукты уже переправлены на наши рынки. Маршрут проходил словно по партизанским тропам, в обход всех известных курортов. Логика просматривалась лишь в выборе транспортных средств: проехать по территории непризнанной республики нам предстояло на машинах, которые тоже не могут похвастать широким признанием. Стать мишенью снайпера на грузино-абхазской границе или оказаться в роли заложника в Кодорском ущелье? Но я почему-то больше опасался, что просто засмеют. Ведь в поездку по кавказскому побережью мы отправились на китайских автомобилях Great Wall.
На пограничном переходе Веселое, через который идет транспортный поток из России в Абхазию, мы провели почти два часа. Заполняли декларации, оформляли страховки, томились в очереди и успокаивали себя тем, что в туристический сезон, особенно на пике мандаринового трафика, люди здесь стоят по полдня. Какого-то особого режима в Веселом нет — обычная граница со стандартными формальностями, для пересечения которой гражданам России достаточно внутреннего паспорта. Машины досматривают тоже без придирок. Процесс же тормозит пресловутая «параллельная» очередь, на которую все время отвлекаются таможенники. Что за транспорт идет в обход основного потока и какие документы эти водители предъявляют «работникам шлагбаума», нам выяснить не удалось.
А вот дорога от границы в сторону Сухума (по-абхазски название этого города звучит именно так) подарила совсем другие эмоции. Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон… Ностальгический калейдоскоп. Сколько поколений советских людей поправляло здесь здоровье молодым вином, жарким солнцем и курортными романами! Сколько здесь снято фильмов и написано книг! И если бы не этнические бойни постсоветского периода, то маленькая республика, отгороженная от природных напастей отрогами Главного Кавказского хребта, до сих пор оставалась бы и кузницей, и житницей, и здравницей. Война с Грузией 1992—1993 годов отправила в длительный нокаут почти все хозяйственные отрасли. В Абхазии больше нет чайных плантаций и перерабатывающих заводов, разрушены железнодорожные станции, нет регулярного морского сообщения, а сухумский аэропорт обслуживает только малую авиацию. Строительство ведется бессистемно, а замороженные объекты лишь добавляют шрамов на лицах абхазских городов. Туристическая отрасль жива, но… Нужно либо очень любить Абхазию, либо за все постсоветское время ни разу не побывать на отдыхе за границей. Благоустройством пляжей не занимается никто, контейнеры для мусора нужно высматривать в бинокль… Беда в том, что местных жителей эти проблемы, похоже, нисколько не заботят — здесь уже привыкли жить тем, что дают природа и российский бюджет.
Новых машин в Абхазии немного, а основа местного парка — довольно крепкий секонд-хенд. Особого пристрастия к тем или иным маркам не заметно, потому что статус хозяина в Абхазии отражает не столько бренд, сколько «правильный» номерной знак с особым сочетанием букв и цифр. Транспорт уважаемых людей отмечен сплошными «семерками», «тройками» и «единицами», а то и вовсе не имеет номерных знаков. Местные нам сказали, что большинство таких машин когда-то имели более законных российских владельцев.
Наш караван пусть и не вызывал «респект и уважуху» блатными номерами, но все же выглядел презентабельно. Внедорожник Great Wall Hover, два пикапа (Great Wall Sailor и Great Wall Wingle — их мы еще возьмем с собой в одну из экспедиций) и две новые переднеприводные модели, которые еще не успели толком «засветиться» на нашем рынке. Это хэтчбек Great Wall Florid и микровэн Great Wall Cool Bear, который мы тут же переименовали из «Крутого медведя» в «Холодное пиво» — по-английски звучит почти одинаково. В отличие от жителей Кавказа, о родословной своих машин китайцы говорят неохотно. Мол, Florid и Cool Bear — это не копии, а собирательные образы на тему современных автомобилей. Пусть будет так. Хотя, на мой субъективный взгляд, из обоих «образов» торчат уши машин Toyota ist и Toyota bB, известных на нашем вторичном рынке.
Great Wall Cool Bear неплохо управляется — у машины очень приличное шасси
Комбинация приборов Крутого медведя выполнена в виде сочетания двух шкал. Справа расположен блок контрольных ламп
Полочки, углубления, кармашки — удобно и современно!
Бензиновый мотор объемом 1,5 литра развивает 105 л.с. Мощность достаточная. Но характера не хватает
Багажник хорош. Спинки заднего сиденья складываются по частям
Вместо полноразмерного запасного колеса — «костыль». Плохо!
К водительскому месту Флорида я «присиживался» минут десять. Двигал кресло, вертелся, по-разному наклонял спинку, но по-своему так и не сел. Хотелось выше поднять руль (диапазон его регулировки явно мал), перестать биться коленями о пластиковые накладки двери и центральной консоли, а еще надеть очки, потому что мелкие шкалы расположенной в центре передней панели комбинации приборов плохо читаются даже в статике. Багажник оказался скромным, а его погрузочная высота неожиданно большой.
Крутой медведь (Холодное пиво) — эргономический антипод Флорида. В салоне все сделано с запасом и даже с размахом. Много пространства для ног передних пассажиров, а для задних — с избытком: между спинкой и коленями можно поставить сумку. Но больше удивил не сам Cool Bear, а внимание абхазцев. А я, конечно, должным образом отвечаю. На полном серьезе говорю, что плавность хода, энергоемкость подвесок и шумоизоляцию оцениваю на «четверку» (Florid и впрямь более шумный и тряский), что по управляемости не считаю Cool Bear калекой, а за силовой агрегат ставлю «трояк»: мотор здесь с узким рабочим диапазоном и скромными тяговыми возможностями. Но с точки зрения вместительности и комфорта — это действительно «cool». Похоже, слушатели прониклись: зазывали в гости, задаривали домашним вином…
«Если эти журналисты делают добро для Абхазии, тот пусть проезжают бесплатно, мы не обеднеем». Старший поста на въезде в Рицинский национальный парк не взял с нас ни копейки!
Интерьер Крутого медведя прямолинеен и симметричен, однако в отсутствии дизайнерского «изюма» его упрекнуть сложно
Одно непонятно: почему, садясь за руль, эти милые люди превращаются в дьяволов? По числу ДТП со смертельным исходом крохотная республика с 250-тысячным населением занимает одно из первых мест в мире, ежегодно теряя на дорогах до 150 человек погибшими. Езда по встречной, самоубийственные обгоны в закрытых «шпильках», преступное превышение скорости… Какой-то первобытный кураж. А люди в форме, похоже, здесь только для того, чтобы поприветствовать жезлом очередного знакомого.
Некурортная Абхазия началась около города Очамчира. Асфальт сменился разбитой грунтовкой, сады растворились в зарослях бурьяна, а вдоль дороги стали все чаще и чаще попадаться мрачные следы грузино-абхазской войны: брошенные дома, полуразрушенные здания, смятые автобусные остановки. Вот развороченный пост ГАИ, вот мост, который взорвали обычным кислородным баллоном.
Пляжи абхазских курортов прекрасны. Но, чтобы они стали еще лучше, стоит убрать весь мусор и металлолом
Главная претензия к эргономике Флорида — мелкая комбинация приборов с плохо читаемыми шкалами
Объем багажника немаленький, но проем заметно сужен, да и погрузочная высота великовата
А вот и граница с Грузией. Сейчас она на замке и окружена режимной полосой (нас сразу же попросили убрать фотокамеры), и все же легально выехать из Абхазии в этом месте можно. Для этого, правда, требуется разрешение местной Службы государственной безопасности. Примут ли гостей на сопредельной стороне, нам ответить не смогли (легко пропускают только тех, кого граница разлучила с родственниками), посоветовав искать приключения в другом месте.
И мы их нашли!
— В горах Абхазии есть забытое богом село, где с 1904 года живут русские. Хотите слетать?
Место на сухумской набережной, где отдыхают и философствуют абхазские мужчины, называется Брехаловка. Пообщаться с земляками сюда приходят все жители столицы, в том числе президент Республики Абхазия Сергей Багапш
Летчики абхазских ВВС, базирующиеся в сухумском аэропорту Бабушара, показали на стоящий «под парами» военно-транспортный МИ-8Т. Через полчаса было получено разрешение на вылет, а еще через полчаса мы висели на высоте 1500 метров, разглядывая панораму Сухума. Потом поднялись выше — и ушли на северо-восток. Перевал Доу в отрогах Большого Кавказского хребта прошли по-военному, прижавшись к седловине, и медленно спустились вдоль пологого склона. Зная, что летчики не любят, когда пассажиры балуются во время полета «неуставной» электроникой, я старательно прятал от глаз экипажа спутниковый навигатор, но все-таки «спалился». Заметив включенный прибор, борттехник поднял вверх большой палец и наклонился к моему уху:
— Вещь! Мы по джипиэскам на войне бомбы сбрасывали!
Высотные дома Сухуми, обращенные фасадами в сторону реки Гумиста, до сих пор хранят следы артобстрелов
Гальский район Абхазии вплотную примыкает к грузинской границе. Порядок здесь поддерживают российские военные и сотрудники миссии ООН
Глядя на то, как ювелирно экипаж работал в горах, я понял, что эти парни могут сбросить бомбу даже ориентируясь по пачке Беломора. Никакой суеты, ни одного лишнего движения и красивая посадка на грунтовую площадку — по-самолетному, с первой попытки.
Дом правительства. Вернее, то, что от него осталось
На знакомство с высокогорным селом Псху летчики отвели нам один час, поэтому с селянами пришлось общаться скороговоркой. Здесь живет около трехсот человек. Есть школа. Сухопутная связь с внешним миром возможна только летом (в горах рано выпадает снег) или по воздуху. Эх, зависнуть бы тут на пару недель и самому убедиться, насколько хорошо в горной речке ловится форель, вкусен ли на местных пасеках мед и как часто за грецкими орехами и кукурузой с лесистых склонов спускаются медведи. Заставить поволноваться здесь может только отложенный авиарейс из Сухума.
Небольшой праздник: школьники немного стесняются, но очень гордятся своими костюмами
От запаха копченого сыра на рынке Сухума можно сойти с ума, а вот чая продают мало: после войны 1992—1993 годов некогда сильная отрасль пришла в упадок
В горное село Псху нас забросили военные летчики — полет на вертолете Ми-8Т занял полчаса. Неспортивно! Придется реабилитироваться и планировать еще одну, теперь уже летнюю, автомобильную экспедицию
Сухумский аэропорт Бабушара: 16 лет без пассажиров. Но как только между Россией и Абхазией будет заключено межправительственное соглашение по пассажирским перевозкам, аэропорт снова оживет — в этом нас заверили абхазские летчики
После возвращения в аэропорт абхазские военные летчики удивили нас еще раз, предложив сделать групповой снимок машин с вертолетом Ми-24П, «висящим» на высоте фонарного столба. Нарушение воинской дисциплины? Самоуправство? Скорее, неистребимое желание угодить гостям. Позитивной энергии у этих людей хоть отбавляй, и если направить ее в мирное, да еще созидательное русло, то маленькая Абхазия непременно добьется признания не только со стороны Никарагуа, Венесуэлы и России — по крайней мере неформального.
Китайским автопроизводителям в этом плане немногим легче. Самые прочные позиции фирма Great Wall Motors удерживает сегодня на рынках России и Южной Африки — странах, где к «цельнотянутым» продуктам относятся пока еще лояльно. А вот попытки выхода на европейские рынки терпят фиаско (одно из последних судебных разбирательств имело место в Италии, где в автомобиле Great Wall Peri местные жители неожиданно узнали свой родной Fiat Panda). Зато во время нашего пребывания в Абхазии российский импортер Great Wall успел провести блиц-переговоры о поставке 40 автомобилей Cool Bear для сухумского такси, но интерес — одно, а доверие к марке — совсем другое.
Пожалуй, единственный сегмент, где Великая стена имеет уже более-менее прочный фундамент, это пикапы. И для знакомства с ними мы обязательно придумаем какую-нибудь интересную поездку. Может, в Южную Осетию?
Паспортные данные Автомобили Great Wall Florid Great Wall Cool Bear Тип кузова 5-дверный хэтчбек 5-дверный универсал Число мест 5 5 Размеры, мм длина 3907 3968 ширина 1694 1695 высота 1521 1634 колесная база 2368 2499 колея спереди/сзади 1459/1430 1455/1430 Снаряженная масса, кг 1195 1260 Полная масса, кг 1530 1620 Двигатель бензиновый бензиновый Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд Рабочий объем, см3 1497 1497 Степень сжатия 10,5 10,5 Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 105/77/6000 105/77/6000 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 138/4200 138/4200 Коробка передач механическая, пятиступенчатая механическая, пятиступенчатая Привод передний передний Передаточные числа I 3,55 3,55 II 1,10 1,10 III 1,31 1,31 IV 0,97 0,97 V 0,82 0,87 задний ход 3,25 3,25 главная передача 4,31 4,31 Передняя подвеска независимая, McPherson, со стабилизатором Задняя подвеска полузависимая, пружинная Передние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые Задние тормоза барабанные барабанные Шины 185/65 R15 185/65 R15 Максимальная скорость, км/ч 172 160 Время разгона 0—100 км/ч, с 12 12,6 Емкость топливного бака, л 45 45 Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-95Scriptio: Константин Сорокин.