Жили в Geely…

Категория: Тест-Драйвы   
Жили в Geely…

Китайский малыш Chery QQ на нашем краш-тесте выступил неплохо, но Chery Amulet и Geely Otaka экзамен на пассивную безопасность провалили. Однако потом BYD F3 частично реабилитировал китайский автопром. И вот — пятый эксперимент: сможет ли защитить своих седоков при ударе на скорости 64 км/ч седан Geely MK, собранный по полному циклу на черкесском заводе Дервейс?

Купить Geely MK не проблема — в прошлом году продано 5580 таких седанов. Проблема — купить MK в базовой комплектации с одной подушкой безопасности за те 289 тысяч рублей, что обещает реклама. У восьми официальных дилеров в Москве и еще десятка в ближайших регионах такой машины не оказалось. Зато у всех была комплектация Comfort с двумя подушками: доплата за пассажирскую — десять тысяч, итого 299 тысяч рублей. Что ж, пусть небескорыстная, но все же забота о безопасности соотечественников.

Но и за эти деньги машину не возьмешь! В одном из автосалонов менеджер нам прямо заявил: «Если я вам не продам дополнительного оборудования на 18 тысяч рублей, то останусь без зарплаты». Однако МК в заводской комплектации мы все-таки нашли — всего плюс 9000 рублей за доставку до дилера.

Жили в Geely…

Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием придется мимо двигателя, а благодаря тойотовской компоновке аккумулятор не вминает «вакуумник» и рулевой механизм в салон

Точно такой же седан, что проходил наш ускоренный ресурсный тест, с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером обошелся в 308 тысяч рублей — на 40 тысяч дешевле, чем два года назад. Однако качество российской сборки хуже, чем китайской: нестыковки пластмассовых деталей интерьера, неравномерные зазоры между кузовными панелями…

Жили в Geely…

У правого колена — замок зажигания и криво подогнанный пластик панелей

Жили в Geely…

Колени манекена водителя уперлись в ребра жесткого пластика, но нагрузки оказались невелики

Жили в Geely…

Педаль сцепления сместилась всего на 124 мм назад и на 74 мм вверх

Жили в Geely…

Силовая клетка салона нетронута, руль почти на месте, но из-за несовершенства удерживающих систем, то есть ремня и подушки безопасности, водитель рискует получить травмы шеи и головы

Мы уже били Geely MK после ресурсного пробега, но всего лишь на скорости 15 км/ч — это был так называемый тест Даннера для проверки стоимости восстановления после легкой аварии. За ремонт нам тогда насчитали более 150 тысяч рублей, и мы предпочли поскорее избавиться от битого «китайца».

Что будет теперь, когда ставка в эксперименте — уже не деньги, а жизнь?

Жили в Geely…

Интерьер Geely MK не пострадал во время удара — если не принимать во внимание вырванные панели, прикрывавшие подушки безопасности. Ноги пассажира вне опасности: крышка бардачка удачно скошена и скруглена

В основе Geely МК — тайский седан Toyota Vios образца 2003 года: этакий симбиоз Яриса первого поколения и Короллы образца 2000 года для азиатских стран. Независимых испытаний на пассивную безопасность ни в Японии, ни тем более в Европе Vios не проходил. Но и Yaris, и Corolla заработали твердые четыре звезды и более 12 баллов за фронтальный удар по методике EuroNCAP. Так что если все будет в порядке со сваркой, если металл обладает должной прочностью, то современные решения тойотовских инженеров должны помочь Geely. С их помощью BYD F3 без подушек безопасности заработал целых шесть баллов. А у МК подушки есть! Жаль, на преднатяжители ремней поскупились — их нет даже у топ-версии Elegance.

Жили в Geely…

График замедления голов манекенов в автомобиле Geely MK (краш-тест Авторевю)

Жили в Geely…

Китайская пластмасса оказалась прочнее заклепок — накладку на ступице руля не разорвало по намеченным линиям, а сдернуло с креплений

Жили в Geely…

Заглушка над пассажирской подушкой безопасности осталась невредимой — матерчатый купол вырвал ее из креплений целиком

Жили в Geely…

Спустя 53 миллисекунды после начала столкновения подушка так и не обрела правильной формы — драгоценные мгновения ушли на отрыв заклепок, крепящих пластиковую накладку на ступице руля

Жили в Geely…

Через 100 мc тугой матерчатый купол принял в свои объятия голову водителя: пробоя и соскальзывания не было

Жили в Geely…

Руль не гулял во время удара: след от носа «водителя» лишь чуть ниже центра подушки

Итак, манекены в «боевой раскраске» (она оставит следы в местах контакта с интерьером) усажены и пристегнуты, все датчики подсоединены к ударопрочной регистрирующей аппаратуре в багажнике.

Разгон до скорости 64,9 км/ч — удар! И Geely MK со смятым передком разворачивается почти на 90 градусов и отскакивает от барьера, как теннисный мячик. Упругое вышло соударение — автомобиль впервые на памяти вазовцев долетел до верстаков, что стоят в десяти метрах сбоку от барьера!

Жили в Geely…

Жили в Geely…

Кузов Geely MK спроектирован грамотно: прямоконусные лонжероны сминаются гармошкой, поглощая энергию столкновения, а жесткая капсула салона практически не деформируется: передняя стойка сместилась лишь на сантиметр

Жили в Geely…

Механизм регулировки ремней по высоте чересчур податлив — несущая пластина сильно выгибается из-за рывка лямки

Жили в Geely…

Рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования надежно закреплена на мощной трубе-поперечине

Кузов сработал на отлично: передняя часть смята, а салон практически не тронут. Дверной проем сократился лишь на сантиметр! Сварка выдержала, металл тоже. Передняя панель целехонькая, рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования, надежно закрепленная на мощной поперечной трубе, не дала баранке сместиться назад более чем на 15 мм. Педаль сцепления ушла навстречу ногам всего на 124 мм — это на 30 мм меньше, чем у Фокуса первого поколения. Пространство для ног не тронуто: мощный подрамник передней подвески, вырвав свою площадку крепления на левом лонжероне, уехал под днище.

Молодцы китайцы — это прорыв в области конструирования кузова! Конечно, прорыв именно для китайцев — на Западе, в Японии и даже в Южной Корее все это давно в порядке вещей. А вот для развивающихся стран… «Нам на Проект С надо бы такие пороги», — одобрили вазовцы мощнейшие усилители внутри китайского кузова. Причем снаряженная масса машины — всего 1095 кг.

Жили в Geely…

Смят и перекошен у Geely оказался не только передок — подрамник передней подвески тоже деформировался

Итак, Geely MK безопасен?

Но почему на скоростной видеосъемке видно, что подушки, которые выстреливают из руля и панели спустя 34 миллисекунды после начала удара, надуваются хаотично, как купол воздушного шара? Правда, потом все вроде бы приходит в норму — еще спустя 40 миллисекунд подушки обретают правильную форму и принимают головы манекенов точно по центру. Ни пробоя, ни соскальзываний.

Мы осматриваем машину — и глазам не верим: целехонькие пластиковые панели, прикрывающие подушки, вырваны с «мясом»! При корректном срабатывании купол должен прорвать покровный пластик, для чего с изнанки на последнем делают надрезы. Но здесь эти элементы оказались слишком прочными — купола не смогли нарушить девственность китайской пластмассы! И поэтому подушки выстрелили в головы манекенов вместе с деталями интерьера.

Жили в Geely…

С левого лонжерона срезало крепежную площадку подрамника

Жили в Geely…

Пол в ногах водителя после удара — как новенький

Жили в Geely…

Внутри порогов — тройные усилители…

Жили в Geely…

… а в дверях вварены трубы-распорки

Чем грозит такое «раскрытие»? Это серьезнейший риск дополнительных травм. Ведь вам в лицо может выстрелить не матерчатый купол, а жесткий пластик или, того хуже, острые металлические пластины с оторванной точечной сваркой! Кроме того, если скорость автомобиля перед столкновением будет выше 64 км/ч, не полностью раскрывшаяся подушка просто не успеет защитить голову.

Да и на 64 км/ч…

Из-за тугих клапанов сброса давления, не позволяющих подушкам сдуваться должным образом, интегральный критерий травмы головы HIC, вычисляемый на основе перегрузок, у «водителя» составил 1060 единиц, а у «пассажира» — 999. А граница «красной зоны» находится на уровне 1000 единиц. Это означает, что риск сильного сотрясения мозга — около 20%.

Сыграли свою негативную роль и ремни без преднатяжителей: пока оба манекена уткнулись носами в подушки, лямки продолжали растягиваться, заставляя седоков слишком сильно запрокидывать голову. В итоге изгибающий момент шеи «пассажира» составил 52,6 Нм, а «водителя» — 78,1 Нм. Последнее намного выше критических 57 Нм — перелом шеи более чем вероятен!

Вот вам и китайские подушки, вот вам и экономия на преднатяжителях…

Сжатие грудной клетки «оранжевое», то есть средней тяжести что у «водителя» (38 мм), что у «пассажира» (40 мм) — при опасном пороге в 50 мм. Сжатие бедер и коленей не превышает границ «зеленой зоны», нагрузки на голени — «желтой».

Подсчитаем рейтинг? За защиту головы и шеи Geely MK не получает ничего. За защиту груди — 1,43 балла (в зачет идет худший результат, в данном случае у «пассажира»). Из четырех баллов за бедра и колени мы по всей строгости законов EuroNCAP вычитаем один балл за то, что колени манекена водителя уперлись в ребра пластика (концентрированная нагрузка), и еще балл — за потенциальную травмоопасность замка зажигания. Итого два балла. Плюс 3,04 балла из четырех за голени и ступни (расчет по худшему критерию — перемещению педали сцепления). В сумме набирается 6,47 балла: округленно — шесть с половиной.

Жили в Geely…

Geely MK, 2010 год 6,5 балла

Жили в Geely…

BYD F3, 2008 год 6,0 балла

Жили в Geely…

Chery Amulet, 2007 год 1,7 балла

Жили в Geely…

Лада Калина, 2005 год 5,6 балла

Жили в Geely…

Жили в Geely…

Geely MK, 2010 год 6,5 балла

Жили в Geely…

Жили в Geely…

BYD F3, 2008 год 6,0 балла

Жили в Geely…

Жили в Geely…

Chery Amulet, 2007 год 1,7 балла

Жили в Geely…

Жили в Geely…

Лада Калина, 2005 год 5,6 балла


Это близко к результату другой китайской копии Тойоты — седана BYD F3. Но у «бесподушечного» F3 ни один критерий травмирования не был превышен. А вот у Geely MK, несмотря на наличие подушек и более прочный кузов, головы и шеи передних седоков в опасности.

— Автомобиль с запасом выдержал фронтальный и боковой сертификационные удары, — парирует наши выпады бывший вазовец Алексей Символоков, ныне возглавляющий технический департамент Дервейса. — Разве нужно еще что-нибудь?

Нужно! Причем совсем немного. Изменить конструкцию декоративных панелей, перекалибровать чересчур тугие клапаны подушек безопасности и поставить ремни с преднатяжителями. Тогда безопасность будет не номинальной, а самой что ни на есть реальной. Ведь главное — прочный кузов с эффективными энергопоглощающими зонами — у Geely MK уже есть. У многих других машин на нашем рынке нет и этого.

Параметры измерений Автомобили Нормы EuroNCAP Geely MK BYD F3 Chery Amulet Лада Калина граница «зеленой» зоны граница «красной» зоны манекен водителя манекен пассажира манекен водителя манекен пассажира манекен водителя манекен пассажира манекен водителя манекен пассажира манекен водителя манекен пассажира Максимальная перегрузка головы*, g 76,1 89,8 77,8 54 151 82 99 64 72 88 HIC 1060 999 812 711 1480 537 1384 835 650 1000 Изгибающий момент шеи, Нм 78,1 52,6 52 35 24,6 17 58 36 42 57 Сжатие грудной клетки, мм 38 40 39 43 12 24 50 37 22 50 Наибольшая нагрузка на бедренную кость, кН 1,1 1,6 3,1 0,9 6,5 0,9 3,6 2 3,8 9,07 Наихудший критерий травмы голени, TI 0,5 0,41 0,76 0,35 1,49 0,4 0,49 н.д.** 0,4 1,3 Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм стойка лобового стекла 10   65   485   80   100 200 торец рулевой колонки 15   100   310   70   90 110 педаль сцепления/ тормоза 124/74   135/100   460/349   90/70   100 200 * Длительностью 3 мс
** Н.д. — нет данных

Scriptio: Юрий Ветров.




Фотографии опубликованы порталом Carnewschina, получающим снимки буквально в режиме он-лайн, благодаря своим читателям и их
Ни у одного отечественного автомобиля пока нет боковых подушек безопасности. Между тем удар сбоку чаще всего опаснее фронтального
Европейская организация Euro NCAP провела краш-тесты седана Qoros 3 и компактвэна Kia Carens. Обе модели получили пять звезд из
Автомобиль, считающийся одним из самых безопасных в своем классе, не сумел произвести впечатление на Национальную администрацию
Китайский седан BYD F5 Suri, поставляющийся вместе с пультом дистанционного управления, был назван «самым безопасным автомобилем