Легкое волнение
В числителе - близкая к спорткарам динамика. В знаменателе - полноценные задние сиденья, багажник и прочие бытовые радости. За три с лишним десятка лет формула "горячего" хэтчбека только окрепла. Одно плохо. Не всякий, а главное - не всякая, отличит хэтчбек "горячий" от хэтчбека обычного: кого нынче удивишь спойлерами да большими колесами? А вот взять да "одеть" такую машину в новый, оригинальный кузов... И тогда Volkswagen Golf GTI превратится в "купе" Volkswagen Scirocco!
Первый Volkswagen Scirocco увидел свет в 1974 году, на пару месяцев раньше, чем первый Golf. Версии GTI появились у них одновременно - через два года. Но жизнь все расставила по местам: Scirocco и его преемник Corrado дожили лишь до 1992 и 1995 года соответственно. А Golf GTI вошел в историю как первый "горячий хэтч" - и нынче предстает в очередном, шестом поколении.
И вот - новый Scirocco. Теперь это уже не плод дизайнерских упражнений Джорджетто Джуджаро (автомобиль, кстати, выпускался на стороннем предприятии Karmann): новый Scirocco - плоть от плоти Фольксвагена и производится на "своем" заводе в Португалии. По сути - трехдверный хэтчбек, а поскольку крышка багажника расположена почти вертикально, то кузов можно определить и как "купе-универсал".
Плечистый самоуверенный силуэт заимствован у концепта Iroc. А вот лицо в итоге оказалось свое. Оно менее волнующее и более "фольксвагеновское", с горизонтальными планками радиаторной решетки, но с переехавшей на капот эмблемой. В итоге спереди запоминается только прищур фар с затемненной начинкой: хитер, похоже, этот Volkswagen!
Ясные приборы с нелинейной шкалой спидометра — и не скажешь, что они от «пятого» Гольфа..Volkswagen Scirocco. Фото Никиты Гудкова с сайта
...как и климат-контроль с раздельной регулировкой температуры, у которого почему-то оставили синюю подсветку дисплеев. Фото Никиты Гудкова с сайта
Cлева от рулевой колонки — ящичек-сигаретница. Фото Никиты Гудкова с сайта
«Точка R» — так инженеры называют место расположения тазобедренного сустава седоков — по сравнению с Гольфом относительно пола опущена на 15 мм. Фото Никиты Гудкова с сайта
Потому что хитры и его создатели. Места для четырех человек и безрамочные двери - точь-в-точь как на концепте. А вот крупные пластиковые детали - передняя панель и кожух тоннеля кузова - от купе-кабриолета Eos, который выпускается на том же португальском заводе Autoeuropa. Унифицирован и вычурный руль, держать который удобно только в положении "без пятнадцати три", хотя с тремя оборотами от упора до упора без перехватов не обойтись. Нового в интерьере - только дверные панели с треугольными ручками. Причем их, похоже, "перерисовали" с концепта в спешке, позабыв организовать удобный доступ ко всем "дверным" клавишам и джойстику зеркал.
Смотришь на Scirocco снаружи - и предвкушаешь что-то из ряда вон, садишься в салон - и волнение исчезает.
Scirocco на 8 см ниже что "пятого", что "шестого" Гольфа. Но исчезли как будто лишние сантиметры: с моим ростом 187 см до потолка остался еще пяток сантиметров. Но почему даже высокий водитель вынужден опустить рулевую колонку до упора? Потому что он сидит заметно ниже, чем в Гольфе! Но то, что ты едва не касаешься пятой точкой асфальта (заявленный дорожный просвет - всего 11 сантиметров), понимаешь скорее глазами, чем телом. Жесткие сиденья в Scirocco "свои", но по размеру боковых валиков, по их расстановке "с запасом" они мало отличаются от Гольфа GTI предыдущего, пятого поколения.
Медиацентр с сенсорным дисплеем, 30-гигабайтным винчестером и слотом для SD-карты в России обойдется в 95000 рублей. Но «фирменных» дисков для системы навигации Volkswagen у нас пока не предлагает — и сроки их появления неизвестны. Фото
Двухлитровый турбомотор на "топовой" версии Scirocco хоть и развивает те же 200 лошадиных сил и 280 Нм крутящего момента, но он уже новый, серии EA888 вместо EA113. А скоро на купе появится тот же двигатель, но "наддутый" уже до 275 л.с. - это будет Sсirocco в версии R. Не исключено, что с полным приводом.
Пока же - только привод на передние колеса, а с двухсотсильным мотором - только шестиступенчатая роботизированная коробка DSG. В отличие от Европы, "механику" в России можно будет заказать лишь со 160-сильным мотором 1.4 TSI с комбинированным наддувом. Шире в Старом Свете и выбор двигателей - доступны также 122-сильная турбоверсия мотора 1.4 и двухлитровые турбодизели мощностью 140 и 170 л.с.
Но пока у меня - самый быстрый бензиновый Scirocco.
Если верить то и дело мигающей лампочке ESP, то динамика фантастическая: машинка пускается в пляс, даже если продавить педаль газа на третьей, а то и на четвертой передаче. Но и по цифрам (7,2 секунды до сотни), и по ощущениям разгон - как на "пятом" Гольфе GTI. Просто мы - в Норвегии, причем на шипованных шинах Hakkapeliitta 5. Издержки маркетинга: Scirocco решили продавать в России спустя полгода после европейского старта и для российских журналистов пришлось организовать "дополнительную" презентацию. Зато в Норвегии мы поездим и по льду замерзшего озера!
По идее Scirocco обязан брать повороты охотнее, чем "пятый" Golf GTI, который, будучи построенным на той же платформе PQ35, на 40 кг тяжелее. Кроме того, в активе Scirocco - пониженный центр тяжести и увеличенная колея: на 35 миллиметров спереди и на 59 миллиметров сзади. Не Scirocco, а Широкко...
И на асфальте это чувствуется. Даже на мягкой "шиповке" Scirocco проходит виражи норвежских гор как по рельсам, а руль "чист" от неровностей. Электроусилитель у Scirocco настроен заново - увеличено усилие самовозврата, а датчик угла поворота перенесен из рулевой колонки к месту сопряжения шестерни и рейки.
Но не ждите упоительной сладости контроля траектории тягой, как на Renault Clio RS! Не ждите остроты реакций, как на Mini, да еще в версии Cooper S! Здесь все по-немецки академично.
А надежда "оторваться" на льду озера умерла в первом же повороте: система стабилизации полностью не отключается! На асфальте, где скольжения не нужны, она вмешивается вежливо и по делу, но на льду... Ты выстроил траекторию в повороте, ты прикинул, где "подставиться" под сброс газа, чтобы уйти на цепкую внутреннюю бровку... И тут ESP бесцеремонно гасит с таким трудом набранную скорость. Есть, конечно, способ ее обмануть - вообще не крутить руль: пока электроника не поймет, какое именно направление ты обозначил как спасительное, она будет молчать - скользи сколько твоей мятежной душе угодно! Но это уже езда в особо извращенной форме.
Если большинство узлов и агрегатов Scirocco взяты от «пятого» Гольфа, то двухлитровый турбомотор — новый, как на шестом поколении. Люк в пол-крыши (за доплату в 40 тысяч рублей) не открывается, а только приподнимается для пущей вентиляци
Передний McPherson и реечный рулевой механизм с электроусилителем на рейке — от Гольфа. В «спортивном» режиме DCC его производительность немного уменьшается, но реактивное усилие на руле остается недостаточно «прозрачным». Ил
В задней четырехрычажной подвеске применены легкие алюминиевые опоры колесных подшипников. Иллюстрация Volkswagen с сайта
Плавность хода хороша: Scirocco - отнюдь не "чисто асфальтовая" машина. Едва ли его подвеска жестче, чем у других "горячих" хэтчбеков, хотя немцы уверяют, что специально "донастраивали" шасси "для корреляции с более низким расположением седоков". Неподрессоренные массы чуть меньше - опоры подшипников задних колес стали алюминиевыми. Но главная роль отведена амортизаторам DCC - точно таким же, как на Гольфе шестого поколения. Даже в режиме Sport, самом жестком из трех алгоритмов DCC, Scirocco не спрыгивает с курса и не вытрясает душу. А в "комфортном" режиме подвеска становится по-кошачьи мягкой и всепрощающей. И никакой раскачки! Правда, в России систему DCC заказать нельзя, а машин с обычной подвеской в Норвегии на было.
В итоге, несмотря на злобный волнующий облик, в качестве повседневного автомобиля Volkswagen Scirocco вполне сопоставим все с тем же Гольфом GTI. Четырех рослых мужиков здесь, конечно, не разместить, но семейной паре с парой ребятишек Volkswagen Sсirocco вполне подойдет. Главное - не ждать от Scirocco буйства одноименного ветра, рвущегося из Сахары к Средиземному морю.
Volkswagen Scirocco. Фото Volkswagen с сайта
Но не слишком ли много совпадений с "заряженным" Гольфом? Похожие размеры, энерговооруженность... Зачем вообще Фольксвагену внутренняя конкуренция двух машин-одноклассников, да еще схожих по ездовым свойствам?
Похоже, создавая Scirocco, до конца все не просчитали. В итоге купе не продается в США и Австралии - там, где особенно сильны позиции Гольфа (в Австралии на версию GTI приходится четверть продаж). А в Европе нужно вести тонкую маркетинговую игру: Scirocco появился в продаже прошлым летом и за этот год его купили многие из тех, кто ждал "шестой" Golf GTI. Когда тот через пару месяцев появится у дилеров, интерес к Scirocco угаснет, тем более что Scirocco построен на базе "пятого" Гольфа и в салоне это чувствуется. Как маркетологи "взбодрят" Scirocco? Свидетелем первого шага мы уже стали: с опозданием на полгода автомобиль решили продавать в России. Вдруг ему повезет больше, чем другой "нишевой" модели - купе-кабриолету Eos, который уже закончил свой бесславных поход в Россию, найдя всего 140 покупателей за прошлый год? Немногим лучше дела и у Гольфа GTI - чуть больше двухсот автомобилей. А тут еще кризис и... конкуренция!
Роботизированная преселективная коробка передач DSG — пока единственная «пара» к двухлитровому двигателю. Кнопка ESP off на деле лишь отключает противобуксовочную систему, переводя ESP в «менее строгий» режим. Лампочка на щитке при этом не просто зажигается, а моргает
Треугольные дверные ручки — все, что осталось в салоне от дизайнерского буйства концепт-кара Iroc. Качество пластика — хуже, чем в целом по салону. Фото Никиты Гудкова с сайта
Задний диван — строго двухместный, причем удобно в «ковшах» будет только невысоким пассажирам. Фото Никиты Гудкова с сайта
Объем багажника всего на 50 литров меньше, чем у Гольфа, но погрузочная высота — аж 750 миллиметров! Фото Никиты Гудкова с сайта
Примерно за те же 1 млн 150 тысяч рублей, которые российские дилеры уже готовы взять за двухлитровый Scirocco, можно купить 175-сильный Mini Cooper S в аналогичной комплектации. Или более "бедный", но "премиумный" BMW 120i со 150-сильным мотором. А есть еще хэтчбек Volvo C30 T5 с 220-сильной "турбопятеркой", который всего на 100 тысяч рублей дороже. Словом, легкое волнение остается - теперь уже за судьбу Scirocco. Как минимум в России.
Текст: Никита Гудков.